При обнаружении в ходе инвентаризации неучтенных объектов организации бюджетной сферы в первую очередь необходимо установить причину отсутствия данного объекта на балансе учреждения, то есть выяснить, не являются ли выявленные излишки результатом ошибки в бюджетном учете.
Отметим, что каждый факт хозяйственной жизни должен оформляться первичным учетным документом (п. 20 Стандарта «Концептуальные основы...», ч. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Если по каким-либо причинам контрагент (передающая сторона) не представила сопроводительные документы, оприходование имущества могло быть оформлено на основании первичных документов, оформляемых учреждением самостоятельно с учетом требований ст. 9 Закона № 402-ФЗ, п. 25 Стандарта «Концептуальные основы...».
В случае, если учреждению не удастся документально подтвердить факт получения объектов, отражение операций по оприходованию неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации, производится в порядке, предусмотренном положениями Инструкции № 157н, Инструкции № 162н и федеральных стандартов по бухгалтерскому учету для организаций бюджетной сферы.
Обратите внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной. При этом движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 226 ГК РФ. Отметим, что нормативные акты не ограничивают круг лиц, которые вправе требовать признание вещи бесхозяйной. После обращения в установленном законом порядке в собственность бесхозяйной вещи учреждение отражает ее поступление в бухгалтерском (бюджетном) учете в качестве излишков.
На основании инвентаризационной описи (сличительной ведомости) (ф. 0504087) оформляется акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). При выявлении по результатам инвентаризации расхождений к этому акту прилагается ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).
Принятие объектов к бюджетному учету в состав основных средств осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции № 157н). Поэтому при выявлении по результатам инвентаризации неучтенных объектов, комиссии необходимо принять решение об их отнесении к материальным запасам либо основным средствам.
Отнесение имущества в состав основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в п.п. 7, 8, 10 Стандарта «Основные средства», п.п. 38, 39 Инструкции № 157н. Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования: он должен быть более 12 месяцев, а вот стоимость объекта имущества значения не имеет. Объект, учтенный в составе основных средств, должен быть предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций. Кроме того, объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции № 157н.
Соответственно, при соблюдении указанных критериев комиссией может быть принято вполне обоснованное решение о включении излишков, выявленных в результате инвентаризации, в состав основных средств. В качестве документального основания для принятия к учету рассматриваемых объектов профильной комиссией учреждения может быть составлен Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101), оформленного на основании документов, подтверждающих результаты инвентаризации.
Неучтенные объекты нефинансовых активов принимаются к бюджетному учету по их текущей оценочной (справедливой) стоимости (п. 31 Инструкции № 157н, п. 3.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, п. 52 Стандарта «Концептуальные основы ...»). В соответствии с п. 25 Инструкции № 157н под текущей оценочной стоимостью на дату принятия к учету понимается справедливая стоимость указанного объекта. Определение текущей оценочной стоимости осуществляется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом, совершенных без отсрочки платежа, и определяется в сумме денежных средств, необходимых при продаже (приобретении) указанных активов на дату принятия к учету.
Определение текущей оценочной стоимости в целях принятия к бюджетному учету объекта нефинансовых активов может быть произведено комиссией по поступлению и выбытию активов на основании:
- данных о ценах на аналогичные материальные ценности, полученных в письменной форме от организаций-изготовителей;
- сведений об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
- экспертных заключений (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
Информация о действующей цене должна быть подтверждена документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем.
В случае, если данные о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по каким-либо причинам недоступны, текущая оценочная стоимость признается в условной оценке, равной одному рублю. При этом указанные материальные ценности, соответствующие критериям признания активов, отражаются субъектом учета на балансовых счетах в условной оценке: один объект, один рубль.
После получения данных о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по материальным запасам, отраженным на дату признания в условной оценке, комиссией субъекта учета осуществляется пересмотр их балансовой (справедливой) стоимости.
Согласно п. 7 Инструкции № 162н оприходование неучтенных объектов основных средств, выявленных при инвентаризации, осуществляется в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 190 «Доходы от безвозмездных неденежных поступлений в сектор государственного управления». В соответствии с Порядком № 209н на подстатье 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления» КОСГУ отражаются прочие неденежные безвозмездные поступления, не отнесенные на подстатьи 191-198 КОСГУ, включая оприходование неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации. Следовательно, корреспонденция по отражению в учете неучтенных объектов, выявленные при инвентаризации в составе объектов основных средств, будет следующая:
Дебет КРБ 1 101 ХХ 310 Кредит КДБ 1 401 10 199.