В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Как разъясняет эти нормы Верховный суд РФ, для предоставления жилого помещения вне очереди необходимо наличие двух условий:
1) принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений;
2) наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне (см. Определение Верховного суда РФ от 03.07.2018 № 20-КГ18-22).
Конституционный суд РФ, рассматривая вопрос о правах членов семьи гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, подтвердил вывод Верховного суда РФ по другому делу, согласно которому право на предоставление жилого помещения вне очереди принадлежит не членам семьи, а непосредственно гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
Конституционный суд РФ подчеркнул, что такое законодательное решение имеет целью не только обеспечить скорейшее отселение этих граждан (независимо от других оснований их постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения), но и удовлетворить потребность в отдельном жилье как можно большего их числа при соблюдении принципа равенства и справедливости в отношении иных граждан, также нуждающихся в жилых помещениях, и само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционное право на жилище как самого гражданина, получающего жилое помещение вне очереди, так и членов его семьи, которые не лишаются возможности состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на общих основаниях (см. постановление Конституционного суда РФ от 22.01.2018 № 4-П).
Таким образом, заявление гр. Б. не подлежит удовлетворению, поскольку она не относится к категории лиц, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди в порядке п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.