Согласно части третьей ст. 84.1 ТК РФ днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом сохранялось место работы (должность).
Частью четвертой ст. 84.1 ТК РФ предусмотрено, что в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 ТК РФ.
Поскольку установленный ТК РФ порядок прекращения трудового договора не предусматривает возможности выдать работнику трудовую книжку, а также выплатить все причитающиеся ему суммы ранее дня прекращения трудового договора, то работодатель не вправе сделать это ранее указанного дня, данные действия должны быть произведены именно в день увольнения. Совершение указанных действий в более поздние сроки также не соответствует требованиям закона.
В рассматриваемом случае учреждение оказывается, как говорится, «между двух огней»:
- с одной стороны, необходимо выполнить требования трудового законодательства и произвести с работником окончательный расчет в последний день работы (часть пятая ст. 80 ТК РФ), а «передвижка» срока расторжения трудового договора (если, конечно, она не явилась следствием заключения с работником дополнительного соглашения к трудовому договору) способна повлечь превращение срочного трудового договора в трудовой договор, заключенный на неопределенный срок (часть четвертая ст. 58 ТК РФ);
- с другой стороны, учреждение должно выполнить требования бюджетного законодательства: соблюдение порядка завершения текущего финансового года (ст. 242 БК РФ, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 № 04АП-5249/2010).
Фактически казначейство должно способствовать исполнению требований бюджетного законодательства в части принятия и исполнения соответствующего обязательства за счет лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год (п. 3 ст. 219 БК РФ).
К сожалению, какого-то решения данной ситуации нет. Поэтому произведение досрочных расчетов, скорее всего, приведет к спорам с контролирующими органами. Специалисты финансового ведомства считают, что при проведении проверки использования бюджетных средств должностными лицами наряду с другими обстоятельствами должен сравниваться и срок от момента возникновения необходимости проведения выплаты до ее осуществления со сроком процедуры получения денежных средств на данные цели.
За нарушение сроков расчетов при увольнении, установленных ст. 140 ТК РФ, даже в случае невозможности произвести окончательный расчет в день увольнения, могут привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.
В отдельных случаях суды, рассматривая дела об административных правонарушениях по ст. 5.27 КоАП РФ, принимают во внимание особенности исполнения денежных обязательств, обусловленные статусом организации госсектора (решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 04.04.2016 по делу № 12-5/2016, решение Астраханского областного суда от 10.04.2015 по делу № 21-158/2015). В то же время нередко суды указывают и на обоснованность привлечения учреждений и должностных лиц к административной ответственности за нарушение сроков расчетов при увольнении, установленных ст. 140 ТК РФ (решение Центрального районного суда г. Челябинска Челябинской области от 03.11.2015 по делу № 12-597/2015, решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 21.04.2014 по делу № 12-78/2014). При этом даже в случае если судом приняты во внимание доводы учреждения об отсутствии вины в нарушении сроков, отсутствуют основания для освобождения работодателя от уплаты компенсации за задержку выплат (решение Ивановского областного суда от 08.11.2016 по делу № 21-285/2016).