Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.10.2018 № Ф04-4174/18 по делу № А46-510/2018
Администрация города (заказчик) обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения антимонопольного органа. Администрация города заключила с обществом контракт на выполнение работ по строительству дошкольного образовательного учреждения. В дальнейшем заказчик согласовал проведение дополнительных работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией, стоимость которых превысила 10 % от цены контакта. Антимонопольный орган усмотрел в действиях администрации признаки нарушения положений Закона о закупках.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды предыдущих инстанций исходили из того, что выполнение дополнительных работ, стоимость которых превышает на 10 % цену контракта, должно осуществляться только по результатам закупок.
Между тем судами не учтено, что специфика отношений, складывающихся в сфере строительства, уже в силу своего существа создает возможность выявления в ходе исполнения обязательства дополнительных работ и в связи с этим обуславливает приоритетное применение норм ст. 743 ГК РФ наряду с положениями Закона № 44-ФЗ.
На основании ст.ст. 743, 746, 763 ГК РФ по муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные работы в соответствии с технической документацией и со сметой и передать их муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. В силу п. 3 ст. 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам (п. 5 ст. 743 ГК РФ).
При этом с учетом положений ст. 8, ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10 % от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы.
Таким образом, вопреки позиции антимонопольного органа и судов, само по себе увеличение цены контракта на выполнение подрядных работ более чем на 10 % не является обстоятельством, обязывающим заказчика отказаться от исполнения контракта либо проводить торги на выполнение отдельных видов работ.
Судами двух инстанций установлено, что дополнительные работы являлись необходимыми для обеспечения годности и прочности результата работ.
С учетом изложенного суд удовлетворил требования администрации города.