Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее - Закон № 7-ФЗ)). Плата за НВОС взимается (ст. 16 Закона № 7-ФЗ):
- за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, кроме осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории (абзац 1 ч. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ). Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I, II, III и IV категориям, утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.
Присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС (ч. 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ).
Специалисты Росприроднадзора разъясняют, что в случае, если у учреждения образуются отходы, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия, указанные в Критериях, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС (п. 5 письма от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354).
При этом мы считаем, что обязанность вносить плату за НВОС при размещении отходов у учреждения сохраняется (ст.ст. 16, 16.1 Закона № 7-ФЗ) даже если данное учреждение не относится ни к одной из категорий, подлежащих постановке на учет.
Лицами, обязанными вносить плату за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее - ТКО, ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее - Закон № 89-ФЗ)), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
То есть платит за НВОС при размещении отходов тот, кто эти отходы произвел, вне зависимости от факта передачи другим лицам права собственности или иного права на размещенные отходы (абзац 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, письмо Росприроднадзора от 29.03.2016 № АА-06-01-36/5099).
При размещении ТКО плательщиками платы за НВОС являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО (абзац 26 ст. 1 Закона № 89-ФЗ), осуществляющие деятельность по их размещению: сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению (абзац 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, части 4, 5 ст. 23 Закона № 89-ФЗ, письмо Минприроды России от 26.12.2017 № 12-50/11744-ОГ).
Таким образом, в случае когда у компании имеется договор со специализированной организацией на сбор, транспортировку и удаление ТКО, то за размещение ТКО (бытового мусора) плата не вносится (постановления Седьмого ААС от 12.01.2018 № 07АП-10888/17, Десятого ААС от 17.11.2017 № 10АП-15470/17).
Понятие ТКО приведено в ст. 1 Закона № 89-ФЗ. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее - ФККО), к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО (письмо Росприроднадзора от 06.12.2017 № АА-10-04-36/26733).
Если в учреждении образуются отходы не относящиеся к ТКО (например, смёт с территории предприятия малоопасный, отходы песка незагрязненные), то региональный оператор, вывозя отходы с территории учреждения вместе с ТКО, не является плательщиком НВОС в отношении вывозимых вместе с ТКО отходов (постановления АС Поволжского округа от 27.02.2018 № Ф06-29926/18, Шестого ААС от 27.02.2019 № 06АП-382/19, Пятого ААС от 27.01.2016 № 05АП-11882/15). Об этом же сказано в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 09.01.2019 № 44-70/19.
Следовательно, плательщиком НВОС в отношении малоопасных отходов, не отнесенных к ТКО, вывозимых с территории предприятия региональным оператором, является собственник данных отходов, то есть учреждение.
Подтверждает наше мнение судебная практика. Например, в постановлении Четырнадцатого ААС от 22.02.2018 № 14АП-11923/17 суд признал истца плательщиком платы за НВОС при размещении отходов, поскольку в результате своей деятельности общество передает на размещение специализированной организации кроме ТКО также отходы, не относящиеся к ТКО (смёт с территории предприятия малоопасный, отходы песка незагрязненные).
Также отметим, что учреждение в отношении малоопасных отходов обязано соблюдать требования ст. 14 Закона № 89-ФЗ: вести паспорта и свидетельства о классах опасности на образующиеся отходы I-IV классов опасности, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (определение Верховного Суда РФ от 30.08.2018 № 309-КГ18-12685).
К сведению: в соответствии с ФККО «Смёт с территории предприятия малоопасный» (код 7 33 390 01 71 4) входит в подтип «Смёт и прочие отходы от уборки территории предприятий, организаций, не относящийся к твердым коммунальным отходам» (код 7 33 300 00 00 0). Смёт с территории предприятия малоопасный относится к IV классу опасности (ст. 4.1 Закона № 89-ФЗ, постановления Верховного Суда РФ от 14.04.2016 № 18-АД16-42, АС Северо-Западного округа от 21.02.2018 № Ф07-15937/17).
Таким образом, смёт с территории предприятия малоопасный не относится к ТКО, а является отдельным видом отходов IV класса (постановления АС Поволжского округа от 27.02.2018 № Ф06-29926/18, Шестого ААС от 27.02.2019 № 06АП-382/19, Пятого ААС от 27.01.2016 № 05АП-11882/15). Об этом же сказано в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 09.01.2019 № 44-70/19.