Правительством Брянской области 17 марта 2020 года принято постановление, которым на территории Брянской области введен режим повышенной готовности.

О признании недействующей со дня вступления нормы вышеуказанного постановления в суд обратились административные истцы, указывая на то, что его положения не соответствуют требованиям законодательства РФ, нарушают их конституционные права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, поскольку нормы права, на основании которых они приняты, с учетом отсутствия режима карантина на территории Брянской области, не предоставляют Правительству Брянской области полномочий ограничивать данные права и свободы.

Суд отказал в удовлетворении административного иска, указывая на то, что спорная норма принята в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-NCoV), которая включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. При этом человек, его права и свободы, в том числе право на здоровье, – это высшая конституционная ценность, защищать которую обязано государство. Таким образом, государство обязано принимать все разумные меры по борьбе с обстоятельствами, которые могут создать прямую угрозу жизни и здоровью граждан, тем более что в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина (в том числе прав на жизнь и здоровье) находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов.

Право на жизнь и здоровье, в условиях угрозы эпидемии коронавируса, требуют приоритетной защиты перед всеми иными конституционными правами.

Кроме того, обращает внимание суд, разработать и реализовать комплекс ограничительных и иных мероприятий, в том числе и в первую очередь установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, губернатор Брянской области был обязан в соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239.

Также Главным государственным санитарным врачом РФ было предписано с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия, организовать контроль за соблюдением карантина, принять меры по введению режима повышенной готовности; обеспечить введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции. По сути это означает, что именно карантин и был введен на территории области.

Ссылки административных истцов на то, что постановления Главного государственного санитарного врача РФ, связанные с режимом самоизоляции, распространяются лишь на лиц с подозрением на коронавирусную инфекцию, а также лиц, прибывших на территорию Российской Федерации с территорий, где зарегистрированы случаи коронавирусной инфекции, либо контактирующих с такими лицами, признаны судом необоснованными, поскольку опровергаются положениями п. 1.3 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 года № 9. Суд сделал вывод, что спорный запрет соответствует требованиям Закона о санэпидблагополучии населения.

Суд указывает, что право гражданина РФ на свободу передвижения не является абсолютным, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо, в том числе в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Статья 8 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства» устанавливает исчерпывающий перечень оснований ограничения права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации. При этом данной статьей предусмотрена возможность ограничения указанных прав не только на территории, где введено чрезвычайное положение, но и на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности. Именно такой режим – режим повышенной готовности (ПГ), предусматривающий особые условия проведения массовых мероприятий, передвижения граждан, деятельности организаций, как раз был установлен губернатором в связи с угрозой распространения на территории области коронавирусной инфекции. Таким образом, спорный запрет соответствует также требованиям законодательства о свободе передвижения.

Кроме того, в соответствии с Законом № 68-ФЗ о защите от ЧС при угрозе возникновения ЧС органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС функционируют в режиме повышенной готовности. Право на введение этого режима, согласно областному закону, предоставлено именно правительству области. Это опять же подтверждает правомерность введения режима повышенной готовности на территории области. Запрет носит временный характер, вызванный особыми условиями, обусловленными опасностью распространения коронавируса.

Неисполнение правительством области требований законодательства об обеспечении защиты граждан от угрозы распространения коронавирусной инфекции способно привести к недопустимому ограничению гарантированного Конституцией РФ права на жизнь, в связи с чем утверждения истцов о нарушении их конституционных прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства являются безосновательными (Решение Брянского областного суда от 10 апреля 2020 г. по делу № 3а-722/2020).