Статьей 15.15.15 КоАП РФ предусмотрено, что основаниями для административной ответственности могут быть:
- нарушение порядка формирования задания;
- нарушение порядка его финансового обеспечения.
Имеется в виду, что нарушением порядка формирования / финансового обеспечения задания могут считаться как игнорирование требований ст. 69.2 БК РФ, так и отступление от положений нормативно-правовых актов, утвержденных на уровне публично-правового образования в соответствии с п. 3 и 4 ст. 69.2 БК РФ.
Нарушения порядка формирования государственного/муниципального задания могут быть вызваны решениями о создании бюджетных/автономных учреждений для осуществления видов деятельности, которые могут выполняться любыми коммерческими организациями на товарном рынке. Как мы уже упоминали, сферы деятельности государственных/муниципальных учреждений ограничены законодательством РФ. Однако возможность включения определенных услуг/работ в региональный перечень порой затрудняет определение нарушения порядка формирования государственного/муниципального задания органами внутреннего контроля. Будучи исполнительными органами субъектов РФ или органами местных администраций, органы внутреннего контроля избегают проверок законности решений о создании учреждений, принятых на уровне публично-правового образования органом, которому подчинены.
Основным признаком нарушений являются проблемы с определением категории потребителей работ/услуг независимо от того, включена ли услуга/работа в региональный перечень или нет. Например, отсутствие определенных показателей в самом задании может послужить поводом для проверки соблюдения порядка формирования задания. Вместе с тем отсутствие услуги/работы в региональном перечне явно указывает на нарушение (решение Провиденского районного суда Чукотского автономного округа от 13.03.2023 по делу № 5-14/2023).
Весьма распространенным основанием для претензий за несоблюдение требований антимонопольного законодательства является создание бюджетных и автономных учреждений для выполнения функций властных органов и органов местного самоуправления. К примеру, координации ремонтно-строительных работ зданий и сооружений, которые находятся под управлением других учреждений (решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 18.03.2024 по делу № 12-189/2024).
Эти нарушения свидетельствуют о сомнительной возможности предоставления субсидий из бюджета для финансирования деятельности учреждений, созданных на уровне публично-правового образования.
Следует отметить, что ревизоры обращают внимание на формальные ошибки, допущенные при формировании заданий должностными лицами органов-учредителей. Например, судебная практика подтверждает, что орган-учредитель при формировании государственного/муниципального задания не имеет права исключать или изменять на свое усмотрение определенные показатели количества и(или) качества государственных/муниципальных услуг (решение Центрального районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 17.01.2023 по делу № 5-3/2023).
Претензии по вопросу соблюдения порядка формирования задания возникают при несоответствии уникальных кодов работ/услуг, указанных в базовом или региональном реестре/перечне, тем, которые указаны в задании (решение Апатитского городского суда Мурманской области от 18.04.2023 по делу № 12-20/2023).