При работе с формированием, изменением и утверждением бюджетной сметы допускаются частые нарушения. Все, что касается бюджета, – это кладезь нарушений! Поэтому суды часто рассматривают жалобы должностных лиц учреждений, которые привлечены к ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 15.15.7 КоАП РФ. Наказание в виде штрафа от 10 000 до 30 000 руб. предусмотрено за нарушения, связанные с формированием, изменением и утверждением бюджетной сметы. Несмотря на то, что об этих нарушениях часто пишется в различных обзорах, ревизоры продолжают выявлять недостатки в работе с бюджетными сметами, и суды поддерживают их, привлекая к ответственности должностных лиц, допустивших такие ошибки.
Мы провели анализ судебной практики за 2023 год и первые месяцы текущего года и предлагаем подборку наиболее типичных нарушений, совершаемых при работе с бюджетными сметами. Начнем с разбирательств, касающихся нарушений требований Бюджетного кодекса РФ к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы.
1. Один из главных моментов – некоторые учреждения не составляют плановые документы вовсе. Например, ревизоры выявили, что одно казенное учреждение работало целый год без бюджетной сметы. В этом случае руководителя учреждения признали виновным, так как он не обеспечил разработку и утверждение бюджетной сметы на финансовый год. Штраф составил 10 тыс. руб. (постановление Ольского райсуда Магаданской области от 17.12.2023 по делу № 5-504/2023). А в другом случае главу муниципального образования предупредили за неутверждение бюджетной сметы (решение Ленинского райсуда г. Санкт-Петербурга от 26.10.2023 по делу № 12-718/2023).
2. Ряд нарушений связан с тем, что бюджетная смета казенного учреждения не была утверждена по установленному порядку. Руководителей данных учреждений оштрафовали, поскольку порядок составления и утверждения бюджетных смет как вышестоящей организацией, так и самим главным распорядителем бюджетных средств не был соблюден (решения Якутского горсуда Республики Саха (Якутия) от 12.01.2024 по делу № 12-26/2024 и от 02.11.2023 по делу № 12-1099/2023).
3. Еще одним распространенным нарушением является несоответствие показателей бюджетной сметы утвержденным лимитам бюджетных обязательств. Нарушения в этой области также приводят к наложению штрафов (постановление мирового судьи с/у № 1 Новоалександровского района Ставропольского края от 18.03.2024 № 5-134/24). Несоответствие сумм изменений в смету дополнительно доведенным (при увеличении сметы) или отозванным (при уменьшении сметы) объемам ЛБО – это тоже серьезное нарушение, что подтверждается судебной практикой (решение Мирнинского райсуда Республики Саха (Якутия) от 24.08.2023 по делу № 12-44/2023).
4. Часто возникает проблема с отсутствием расчетов и обоснований плановых сметных показателей. Обязательным требованием является наличие расчетов в бюджетной смете, и их отсутствие может привести к наложению штрафов:
- постановление Ольского районного суда Магаданской области от 14.02.2023 по делу № 5-1/2023;
- решение Нижегородского райсуда г. Нижний Новгород Нижегородской области от 22.11.2023 по делу № 12-791/2023;
- постановление Ольского районного суда Магаданской области от 14.02.2023 по делу № 5-1/2023.
5. Несоответствие показателей бюджетной сметы и сумм в обоснованиях также является распространенной ошибкой, приводящей к штрафам и ответственности руководителей (решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 06.06.2023 по делу № 12-0677/2023).
6. Важно соблюдать сроки утверждения бюджетной сметы, так как их нарушение также влечет за собой штрафные санкции (постановление мирового судьи с/у № 113 Абинского района Краснодарского края от 14.03.2024 № 5-90/24).
7. Несвоевременное внесение изменений в бюджетную смету также является серьезным нарушением, за которое предусмотрены штрафные санкции.
Так, за указанное нарушение штраф в размере 10 тыс. руб. «настиг»:
- начальника финотдела регионального управления ФАС (постановление Четвертого КСОЮ от 25.08.2023 по делу № 16-3303/2023);
- руководителя учреждения (решение Ленинского райсуда г. Владивостока Приморского края от 24.01.2023 по делу № 12-18/2023);
- начальника отдела КУ (постановление мирового судьи с/у № 100 г. Москвы от 25.03.2024 № 5-271/24).
Однако в ряде случаев должностные лица могут отделаться и предупреждением (постановление мирового судьи с/у № 6 Фрунзенского судебного района г. Иваново Ивановской области от 17.04.2024 № 5-242/24).
8. Недостаточное внимание к применению установленных форм для составления бюджетной сметы также может привести к нарушениям и штрафам (решение Волоколамского горсуда Московской области от 05.02.2024 по делу № 12-63/2024, постановление мирового судьи с/у № 113 Абинского района Краснодарского края от 14.03.2024 № 5-90/24, решение Абаканского горсуда Республики Хакасия от 10.05.2023 по делу № 12-414/2023, постановление Ольского райсуда Магаданской области от 14.02.2024 по делу № 5-1/2023).
9. Нарушение порядка применения бюджетной классификации также «карается» штрафными санкциями (постановление Четвертого КСОЮ от 10.01.2023 по делу № П16-13/2023[16-1526/2022]).
10. Отсутствие дополнительной детализации показателей бюджетной сметы также рассматривается как нарушение, за которое могут быть наложены штрафы (постановление Ольского районного суда Магаданской области от 14.02.2023 по делу № 5-1/2023).
Важно отметить, что строгое соблюдение всех требований по ведению бюджетной сметы является залогом предотвращения возможных негативных последствий и ответственности перед законом.