Одна из организаций обратилась в суд с требованием о признании незаконными действий налогового ведомства, отказавшегося от принятия уточненных деклараций по НДС за III–IV кварталы 2018 года, II–IV кварталы 2019 года. Так, а апреле 2020 года налоговым органом были приняты в электронном виде уточненные декларации организации по НДС за III–IV кварталы 2018 года, II–IV кварталы 2019 года по доверенности, которую организация не выдавала, то есть были поданы неуполномоченным лицом. Организация просила уточненные декларации не обрабатывать, восстановить информацию по ранее поданным декларациям и предоставить информацию, на основании чего были приняты документы от третьего лица. Ввиду того, что Инспекция и УФНС заявления организации оставили без рассмотрения, последняя пошла в суд. Суды трех инстанций действия налогового органа посчитали незаконными в части принятия уточненных налоговых деклараций по НДС за указанные налоговые периоды 2018–2019 годов при отсутствии доверенности от имени налогоплательщика и обязали устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
В остальной части суд оставил без удовлетворения требования:
- о признании незаконным бездействия налогового органа по непринятию мер на сообщение заявителя о подаче в инспекцию неуполномоченным и не имеющим отношения к обществу лицом уточненных налоговых деклараций;
- об обязании налоговых органов устранить допущенные нарушения путем исключения из обработки спорных уточненных налоговых деклараций;
- о восстановлении результатов первичных налоговых деклараций, представленных заявителем.
Обосновано это решение было тем, что в рассматриваемые периоды положениями НК РФ и Административным регламентом налоговым органам не было предоставлено право аннулировать принятые налоговые декларации. В сложившейся ситуации налогоплательщик должен был подать уточненные налоговые декларации с целью сообщения о своих действительных налоговых обязательствах, а налоговый орган вправе проверить правильность исчисления и уплаты налогов.
СКЭС ВС РФ посчитал несостоятельной ссылку налогового органа и судов на п. 4.1 ст. 80 НК РФ, согласно которому установлены основания признания декларации непредставленной:
- подписание декларации или расчета неуполномоченным лицом;
- вступление в силу указанных изменений.
Определением СК по экономическим спорам ВС РФ от 19 августа 2022 г. № 306-ЭС22-7274 решения нижестоящих судов отменены, дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение. Обоснование приведено следующее. Ввиду того, что декларации поданы не налогоплательщиком, а третьим лицом и признаны налоговым органом, ссылка на отсутствие у налогового органа технической возможности и установленного регламента по удалению из системы недостоверных сведений не могла являться основанием для отказа обществу в восстановлении его нарушенных прав в сфере публичных налоговых правоотношений.