В Конституционный суд РФ поступила жалоба на неконституционность части первой ст. 273 ТК РФ, определяющей, что руководитель организации – это физическое лицо, которое осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Заявитель указал, что по смыслу, придаваемому этой норме правоприменительной практикой, она включает в понятие «руководитель организации» заместителя руководителя организации. Так, сам заявитель был уволен с должности заместителя руководителя банка по п. 1 части первой ст. 278 ТК РФ в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника.

КС РФ отказал в рассмотрении жалобы, указав на то, что сама по себе оспариваемая норма прав заявителя не нарушает. В определении отмечено, что по своему буквальному смыслу она не предполагает в рамках трудовых отношений отнесения к руководителям организаций лиц, на которых не возложено в установленном порядке выполнение функций единоличного исполнительного органа.

Конституционный суд также сослался на позицию Верховного суда по данному вопросу. Из п. 2 постановления Пленума ВС РФ от 02.06.2015 № 21 следует, что действие норм гл. 43 ТК РФ об особенностях регулирования труда руководителя организации и членов ее коллегиального исполнительного органа не распространяется на работников, осуществляющих руководство отдельными сферами деятельности организации, без возложения на них функций единоличного исполнительного органа организации. Тем самым суды призваны учитывать, прибегая к функциональному критерию, разницу между руководством отдельными предметными сферами в деятельности организации, с одной стороны, и, с другой, руководством организацией как таковой, а также отличать руководство обособленными структурными подразделениями от руководства организацией в целом (Определение Конституционного суда РФ от 18 июня 2020 г. № 1341-О).