Действительно, с 01 июля 2020 года Правила не предусматривают заключение договора на бумажном носителе в отношении заявителей, указанных в п.п. 12.1 и 14 Правил. На основании п.п. 103, 104 Правил № 861:

- договор между сетевой организацией и организациями-заявителями заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета;

- наличие заключенного договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета;

- договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами № 861, со дня оплаты заявителем счета.

Требования к содержанию (условиям) договора, заключаемого в соответствии с Законом № 223-ФЗ, как видно из ч. 2 ст. 2, ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, определяются в первую очередь положением о закупке.

Тем не менее, некоторые требования относительно содержания договора вытекают из отдельных указаний Закона № 223-ФЗ и иных нормативных актов. Однако они касаются конкурентных способов закупки.

Во всем прочем, если иное не предусмотрено положением о закупке, заказчик при составлении проекта договора может руководствоваться принципом свободы договора, закрепленного в п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ, согласно которому стороны договора свободны в определении любых условий договора, кроме противоречащих закону и кроме тех случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (см. также ст. 422 ГК РФ). При этом в любом случае должны учитываться нормы Гражданского кодекса РФ, определяющие существенные условия и(или) содержание конкретных условий отдельных видов договоров в ситуации, когда их содержание не согласовано сторонами (диспозитивные нормы, п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Статья 158 ГК РФ допускает, что сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами.

В силу п.п. 2, 3 ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абз. 2 п. 1 ст. 160 ГК РФ. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ.

Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и т. п.), и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований (п. 1 ст. 160 ГК РФ).

Если «счет на оплату» содержит все существенные условия договора (п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 435 ГК РФ), то он может быть квалифицирован как оферта. Оплата организацией-покупателем (заказчиком) полученного счета в таком случае должна быть расценена как акцепт оферты. То есть если соблюдены существенные условия договора, то бюджетное учреждение вправе оплатить услуги на основе акта и счета на оплату услуг без заключения договора.

Минфин в своем письме от 20.08.2020 № 24-03-06/73167 отвечал на аналогичный вопрос в части закупок по Закону № 44-ФЗ. По его мнению, заключение контракта (договора) на технологическое присоединение к электрическим сетям с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) может осуществляться в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ в любой предусмотренной для совершения сделок ГК РФ форме, в том числе по выставленному счету. Информация о таком заключенном контракте размещается в реестре контрактов в порядке, оговоренном в ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ.

Таким образом, если иное не предусмотрено Вашим Положением о закупках, заключение договора технологического присоединения по Правилам № 861 не противоречит Закону № 223-ФЗ.

Что касается постановки бюджетных обязательств на учет, то в соответствии с п. 308 Инструкции № 157н и ст. 6 БК РФ обязательство участника бюджетного процесса (бюджетное обязательство) представляет собой обязанность публично-правового образования или действующего от его имени учреждения предоставить в соответствующем финансовом году определенную сумму денежных средств из соответствующего бюджета.

Бюджетные обязательства принимаются получателями бюджетных средств в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) и(или) бюджетных ассигнований (п. 5 ст. 161, ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ) и подлежат учету в казначейских органах (абз. 2 п. 5 ст. 219 БК РФ). Детальный порядок учета принятых получателем бюджетных средств бюджетных обязательств устанавливается финансовым органом публично-правового образования с учетом требований БК РФ (п. 1 ст. 219 БК РФ).

Например, для получателей средств федерального бюджета перечень документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства, и документов, подтверждающих возникновение обязательств получателей средств федерального бюджета, содержится в Приложении № 3 к Порядку, утвержденному приказом Минфина России от 30 октября 2020 г. № 258н. В соответствии с Приложением № 3 наряду с другими документами, подтверждающими возникновение обязательства получателя средств бюджета, предусмотрен иной документ, в том числе счет.

Таким образом, учитывая, что конкретный порядок учета бюджетных обязательств, подлежащих оплате за счет средств бюджета соответствующего публично-правового образования (в том числе перечень документов, предоставляемых для подтверждения возникновения обязательств), определяется финансовым органом публично-правового образования, полагаем, что в рассматриваемой ситуации учреждению, прежде всего, следует выяснить, предусмотрено ли соответствующим порядком признание выставленного счета на оплату документом, подтверждающим возникновение обязательств.

Согласно ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в течение трех рабочих дней со дня заключения договора, в том числе договора, заключенного заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) товаров, работ, услуг, стоимость которых превышает размеры, установленные ч. 15 ст. 4 настоящего Федерального закона, заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение 10 дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.

В силу абз. 1 п. 104 Правил наличие заключенного договора подтверждается документом об оплате заявителем счета.

Таким образом, договор об осуществлении технологического присоединения считается заключенным со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного п. 103 Правил.

Соответственно, как только будет оплачен счет, будут признаны данные правоотношения. В течение трех рабочих дней с даты оплаты счета необходимо разместить данную информацию в реестре договоров.