В соответствии с гражданским законодательством доходы бюджетного учреждения от приносящей доходы деятельности (то есть от оказания платных услуг и выполнения платных работ) поступают в его самостоятельное распоряжение (абз. 2 п. 3 ст. 298 ГК РФ).

В законодательстве не установлено запрета на использование средств от приносящей доход деятельности на цели, предусмотренные государственным (муниципальным) заданием.

Как разъясняет Минфин России, в случае если по результатам выполнения бюджетным учреждением государственного задания образовался неиспользованный остаток средств субсидии на государственное задание, при достижении таким учреждением показателей, установленных в государственном задании, указанный остаток может быть использован на оплату обязательств, принятых в том числе в рамках ведения деятельности, не связанной с выполнением государственного задания (см. письмо Минфина России от 30.11.2022 № 02-15-09/117050).

Следовательно, принимая во внимание абз. 2 п. 3 ст. 298 ГК РФ, возможна и обратная ситуация, когда средства от приносящей доход деятельности направляются на цели, установленные государственным заданием. Вопросы могут возникать только относительно порядка расходования таких средств.

В целом порядок расходования средств, поступающих в распоряжение бюджетного учреждения из различных источников, регулируется Планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения (План ФХД), который составляется и утверждается в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, с учетом Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н.

Государственное (муниципальное) задание – это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и(или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

На наш взгляд, нельзя изначально утверждать План ФХД таким образом, что часть работ (услуг), предусмотренных заданием, будет финансироваться за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности. Финансирование задания должно предусматривать полное покрытие работ (услуг), предусмотренных заданием, за счет средств соответствующего бюджета. Доходы от приносящей доход деятельности являются дополнительными по отношению к средствам субсидии, предусмотренным на выполнение задания или выделенным на иные цели.

Вместе с тем на практике могут возникать ситуации, когда в процессе выполнения государственного задания в силу различных причин средств, выделенных из бюджета, оказывается недостаточно для достижения показателей задания. На наш взгляд, в таких ситуациях бюджетное учреждение вправе использовать средства от приносящей доход деятельности для дополнительного финансирования работ (услуг), установленных государственным заданием.