Законодательство предусматривает сохранение за работниками среднего заработка как за сам период военных сборов, так и за время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопроса о призыве на военные сборы и исполнения работниками других обязанностей, связанных с призывом на военные сборы (п. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).
Порядок расчета среднего заработка для данных случаев его сохранения нормативно не установлен. Порядок, установленный ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение № 922), формально применяется только для случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ (см. часть первую ст. 139 ТК РФ). Однако в отсутствие иного регулирования полагаем возможным использовать данный порядок и при расчете среднего заработка для целей предоставления работникам гарантий, установленных ст. 6 Закона № 53-ФЗ.
Специфичным для случаев расчета среднего заработка за время военных сборов и связанных с ними мероприятий является вопрос определения количества дней, подлежащих оплате. В соответствии с п. 9 Положения № 922 средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.
Как видим, Положение четко не разграничивает, в каких случаях нужно умножать дневной заработок на календарные, а в каких – на рабочие дни в оплачиваемом периоде. Однако представляется логичным, что в тех случаях, когда для исчисления среднего дневного заработка сумма выплат за расчетный период делится на отработанные в этом периоде дни (то есть, как следует из п. 9 Положения № 922, во всех случаях, кроме оплаты отпусков), средний заработок также необходимо определять исходя из количества рабочих дней в периоде, подлежащем оплате. Иное приводило бы к завышению суммы среднего заработка.
Однако применительно к случаям сохранения среднего заработка на период военных сборов и участия в связанных с ними мероприятиях можно говорить о том, что в правоприменительной практике сформировалась позиция, в соответствии с которой размер среднего заработка определяется исходя из календарных дней. Так, Роструд в письме от 08 февраля 2024 г. № ПГ/01280-6-1 «Об оплате календарных дней (включая выходные и нерабочие праздничные дни), которые приходятся на период военных сборов» указал, что оплате подлежат все календарные дни (включая выходные и нерабочие праздничные дни), которые приходятся на период военных сборов. Крайне распространен такой подход и в судебной практике (см. определения Верховного суда РФ от 28.12.2017 № 308-ЭС17-19872, Третьего КСОЮ от 15.11.2023 № 8Г-19643/2023, постановления АС Северо-Кавказского округа от 26.04.2018 № Ф08-2351/18, Четырнадцатого ААС от 03.12.2020 № 14АП-9748/20, Пятого ААС от 23.08.2019 № 05АП-5321/19, Шестнадцатого ААС от 13.09.2017 № 16АП-2425/17).
Иная позиция по данному вопросу встречается реже и в более ранних судебных актах и разъяснениях чиновников (см. решения АС Удмуртской Республики от 31.08.2009 № А71-5616/09, АС Смоленской области от 31.03.2009 № А62-6208/08, письма Минздравсоцразвития России от 25.06.2009 № 4125-17, от 10.02.2009 № 22-2-279).
Вместе с тем несправедливость такого подхода становится еще более очевидной с учетом особенностей расчета среднего заработка для работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени. В отношении таких работников п. 13 Положения № 922 четко фиксирует, что средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате (за исключением случаев исчисления среднего заработка для оплаты отпуска). То есть для работников с суммированным учетом рабочего времени оплачиваются только пропущенные рабочие часы. А значит, оплата работникам с нормальным учетом рабочего времени не только пропущенных ими из-за военных сборов рабочих дней, но также и выходных и праздничных дней, ставит их в заведомо более выгодное положение по сравнению с работниками, которым установлен суммированный учет.
Тем не менее с учетом того, насколько глубоко в правоприменительной практике укрепилась точка зрения о необходимости исчисления среднего заработка за период военных сборов и связанных с ними мероприятий исходя из количества календарных дней в соответствующем периоде, игнорировать ее для работодателей было бы опрометчиво.
Нормативные акты не регулируют вопрос о сроках выплаты среднего заработка за период военных сборов и связанных с ними мероприятий. Полагаем, что оплата должна производиться в ближайший день выплаты заработной платы после предоставления работником подтверждающих документов.
Законодательство не предусматривает каких-либо ограничений по предоставлению гарантии в виде сохранения среднего заработка на период военных сборов и участия в связанных с ними мероприятиях для совместителей. Соответственно, средний заработок выплачивается и работодателем по совместительству.