В соответствии с ч.ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за сельскими поселениями закреплен вопрос местного значения, предусмотренный п. 10 ч. 1 данной статьи – создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов Российской Федерации.
Частями 1 и 2 ст. 8 Закона Республики Крым от 05 мая 2015 г. № 92-ЗРК/2015 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Республике Крым» установлено, что органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В соответствии с предоставленными законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым полномочиями органы местного самоуправления:
1) планируют размещение сети розничной торговли и общественного питания на территории муниципального образования;
2) обеспечивают разработку и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов;
3) согласовывают режим работы торговых объектов всех форм собственности с учетом мнения населения, проживающего на данной территории;
4) принимают меры экономического стимулирования по созданию и поддержке социально ориентированной торговой инфраструктуры, в том числе за счет обеспечения доступности имущества, находящегося в муниципальной собственности;
5) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территории муниципального образования и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях;
6) в целях наиболее полного насыщения потребительского рынка товарами организуют ярмарки, расширенные продажи, выставки товаров и другие рекламно-информационные мероприятия;
7) содействуют развитию ассоциаций и объединений в сфере торговой деятельности;
8) осуществляют другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
Согласно п. 3 раздела VIII Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым (Приложение к постановлению Совета министров Республики Крым от 23 августа 2016 г. № 402) размер платы в договоре на размещение НТО определяется по результатам конкурса, начальная ставка которой определяется органами местного самоуправления по территориальному принципу с дифференциацией по типу торгового объекта и специализации в виде фиксированной суммы.
В силу ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно ч. 1 ст. 65 Конституции Республики Крым Глава Республики Крым на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Республики Крым.
Из вышеизложенного следует, что:
1. Размер базовой ставки за размещение НТО определяется уполномоченным органом местного самоуправления.
2. Поручения Главы Республики Крым не являются обязательными для органов местного самоуправления муниципальных образований и носят лишь рекомендательный характер.
3. Сельское поселение в лице уполномоченных органов местного самоуправления вправе не менять ранее установленный размер платы за размещение НТО.