Проектная документация входит в состав обязательных документов для получения разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ). Она представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
Как правило, по своим характеристикам проектная документация не отвечает критериям отнесения объектов к основным средствам или нематериальным активам. По сути, проектная документация является отчетным документом, оформленным по итогам проведения архитектурно-строительного проектирования и подтверждающим надлежащее выполнение работ. Если проектная и сметная документация разрабатывается в целях создания объекта недвижимого имущества, то затраты на ее разработку участвуют в формировании первоначальной стоимости объекта капитального строительства.
Кроме этого, произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в т. ч. в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, являются объектами авторских прав (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Следовательно, исключительное право на созданную проектно-сметную документацию при выполнении условий, предусмотренных п. 56 Инструкции № 157н, может учитываться в составе нематериальных активов на счете 102 00 «Нематериальные активы».
Так, в случае принятия решения о прекращении бюджетных инвестиций и передаче права использования ПСД как самостоятельного объекта указанный объект специалистами уполномоченных органов рекомендовано признавать самостоятельным активом (объектом учета) с отражением, согласно правилам бухгалтерского (бюджетного) учета, по балансовой стоимости, равной сумме произведенных капитальных вложений, на счете 0 102 00 000 «Нематериальные активы» (см., например, письмо Минфина России от 20.06.2013 № 02-06-10/23331).
Однако в рассматриваемой ситуации договор о передаче авторских прав на проектную документацию отсутствует. Соответственно, нет оснований говорить о передаче исключительных прав и учете казенным учреждением проектно-сметной документации в составе нематериальных активов.
Если проектно-сметная документация разрабатывается в целях создания объекта недвижимого имущества, то затраты на ее разработку участвуют в формировании первоначальной стоимости объекта капитального строительства (п. 15 Стандарта «Основные средства») и отражаются на счете 0 106 10 «Вложения в недвижимое имущество» (п.п. 127, 130 Инструкции № 157н).
В учете поселений межбюджетная передача произведенных вложений в объекты нефинансовых активов может быть отражена по дебету счета 0 401 20 250 «Расходы на безвозмездные перечисления бюджетам» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» (п. 34 Инструкции № 162н). При этом передача данных капитальных вложений отражается с применением подстатьи 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» КОСГУ (п. 10.5.1 Порядка № 209н).
В свою очередь, согласно п. 31 Инструкции № 162н, учет операций по вложениям в объекты основных средств при их безвозмездном получении произведенных сумм капитальных вложений отражается с применением счета 0 401 10 190 «Доходы от безвозмездных неденежных поступлений в сектор государственного управления». В соответствии с п. 9.9.5 Порядка № 209н безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора отражаются с применением подстатьи 195 КОСГУ.
В учете учреждения муниципального образования получение вложений в основные средства в виде проектно-сметной документации может быть отражено следующими корреспонденциями счетов:
Дебет КРБ 1 106 11 310 Кредит КДБ 1 401 10 195 – отражено безвозмездное поступление вложений в объекты нефинансовых активов от учреждения другого уровня бюджета.
В случае если ранее разработанная ПСД не будет использоваться по прямому назначению, в том числе при создании объекта нефинансового актива, то расходы, связанные с ее разработкой, не смогут сформировать фактических затрат на его создание. Следовательно, логично предположить, что такие затраты должны быть списаны с балансового учета. Такой подход будет соответствовать требованиям п. 18 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы...», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, согласно которому при ведении бюджетного учета субъект учета обеспечивает формирование достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых им обязательствах, полученных финансовых результатах, иной информации, необходимой пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Проектно-сметная документация может быть списана с баланса учреждения на основании приказа (распоряжения) руководителя учреждения. В учете списание затрат на разработку проектно-сметной документации может быть оформлено с применением счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» (см. письма Минфина России от 18.04.2014 № 02-06-10/18171, от 16.04.2014 № 02-06-10/17450).
Отметим, что предельный срок учета затрат на счете 106 00 «Вложения в основные средства» положениями действующего законодательства не установлен, поэтому тот факт, что реконструкция по данной ПСД не будет начата в ближайшие годы, принципиального значения не имеет и не является достаточным основанием для списания осуществленных вложений. Однако если работы однозначно не будут проводиться, то необходимо принять решение о списании объекта.