В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно пп. «а» п. 18 Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации (утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14 августа 2013 г. № 298) одним из основных направлений действий по решению задачи обеспечения экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при сборе, обезвреживании и захоронении ТКО является установление экологических и санитарно-эпидемиологических требований к сбору, обезвреживанию и размещению ТКО, а также отдельных компонентов ТКО (ртутные энергосберегающие лампы, электротехнические изделия и др.).

Из этого можно сделать вывод, что ртутьсодержащие лампы относятся к твердым коммунальным отходам. Следовательно, нормы Закона № 89-ФЗ применимы к отношениям по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами. Указанная позиция подтверждается судебной практикой (Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 22 июня 2016 г. по делу № 33-3157/2016).

В силу п. 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (утв. постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2010 г. № 681) (далее – Правила), органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и(или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.

Статьей 2 Закона Республики Крым от 19 января 2015 г. № 71-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.

Понятия «накопление» и «сбор» в законодательстве не тождественны.

Накопление отходов – складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (ст. 1 Закона № 89-ФЗ).

Накопление – хранение потребителями ртутьсодержащих ламп, за исключением физических лиц, разрешенного в установленном порядке количества отработанных ртутьсодержащих ламп (п. 2 Правил).

Сбор отходов – прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение (ст. 1 Закона № 89-ФЗ).

Место первичного сбора и размещения – место для предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения (п. 2 Правил).

В соответствии с п. 20 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156) накопление отходов электронного оборудования осуществляется в соответствии с порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления), утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 7.2 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Крым (утв. постановлением Совета министров Республики Крым от 13 ноября 2017 г. № 591) (далее – Порядок) установлено, что органы местного самоуправления участвуют в организации накопления и определении мест первичного накопления и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей (кроме потребителей, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и(или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также в информировании потребителей об организации накопления и местах первичного накопления и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп.

Таким образом, постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2010 г. № 681 за органами местного самоуправления закреплены определенные полномочия, не предусмотренные Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Исходя из этого, полагаем, что в сложившейся ситуации организация сбора и определения места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также их информирование не относятся к полномочиям сельского поселения. Для получения официальных разъяснений рекомендуем обратиться в Министерство юстиции.

Место первичного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, ртутных термометров, химических источников тока (батареек и аккумуляторов, за исключением автомобильных) у потребителей, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяется по согласованию с региональным оператором (иной специализированной организацией, имеющей лицензию на соответствующий вид деятельности) собственниками помещений в многоквартирных домах или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления или договора оказания услуг и(или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах (п. 7.3 Порядка).

Утратившие потребительские свойства лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, термометры ртутные, батареи и аккумуляторы (за исключением автомобильных) складируются в специальные контейнеры с коричневой цветовой индикацией.

Обращение с такими видами отходов осуществляется в соответствии с Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 года № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» (п. 4.12 Порядка).

Из вышесказанного следует, что организация сбора батарей и аккумуляторов также не относится к полномочиям сельского поселения, как и организация сбора отработанных ртутьсодержащих ламп.