Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» этот закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в частности, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей, далее – контрагент) и заключения предусмотренных этим законом контрактов. При этом, исходя из п. 8, 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, контракт, государственный, муниципальный или иной, – это гражданско-правовой договор, заключаемый руководствующимся этим законом заказчиком. Также в ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ указывается, что этот закон основан на положениях в том числе Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, Закон № 44-ФЗ регулирует гражданско-правовые отношения заказчиков, то есть отношения равноправных субъектов, основанные на добровольном принятии ими на себя обязательств по договорам (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 2 ГК РФ), складывающиеся при приобретении заказчиками товаров, работ, услуг. Отношения в части формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме регулируются жилищным законодательством (п. 11.1 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ)). В силу ч. 1 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме (далее – собственники) обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее – взносы), за исключением оговоренных самим Жилищным кодексом РФ случаев, в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников, в большем размере. В соответствии же с ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ минимальный размер взноса устанавливается нормативным правовым актом субъекта РФ в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта РФ, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику, и может быть дифференцирован в зависимости от факторов, перечисленных в указанной части.

Согласно ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта (далее – фонд капремонта):

1) перечисление взносов на специальный счет в целях формирования фонда капремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;

2) перечисление взносов на счет регионального оператора в целях формирования фонда капремонта в виде обязательственных прав собственников в отношении регионального оператора.

Таким образом, обязанность уплаты взносов и их минимальный размер устанавливаются жилищным законодательством, при этом их уплата осуществляется не какому-либо лицу – контрагенту по договору в обмен на предоставление им товаров, работ, услуг (региональный оператор аккумулирует средства фонда капремонта, заключая в последующем договоры от своего имени). Соответственно, отношения по уплате взносов собственниками по своему существу не являются гражданско-правовыми отношениями, а потому и не являются закупкой, регулируемой Законом № 44-ФЗ.

Аналогичные по сути разъяснения даны в письмах Минэкономразвития России от 28.03.2016 № Д28и-738 и от 10.04.2017 № Д28и-1653, письме Минфина России от 31.10.2017 № 24-02-07/71550.

В свою очередь, согласно п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) – это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году. А поскольку, как мы указали выше, отношения по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками по своему существу не являются гражданско-правовыми отношениями, а потому и не являются закупкой, регулируемой Законом № 44-ФЗ, то и в расчете СГОЗ взносы на капитальный ремонт не учитываются.