Прежде всего отметим, что при обнаружении в ходе инвентаризации неучтенных объектов казенному учреждению, в первую очередь, необходимо установить причину отсутствия данного объекта на балансе учреждения, то есть выяснить, не являются ли выявленные излишки результатом ошибки в бюджетном учете. В случае если учреждению не удастся документально подтвердить факт получения объекта основных средств, отражение операций по оприходованию неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации, производится в порядке, предусмотренном положениями Инструкции № 157н, Инструкции № 162н и федеральных стандартов по бухгалтерскому учету для организаций бюджетной сферы.

В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п. 3 ст. 225 ГК РФ). При этом движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 226 ГК РФ. Отметим, что нормативные акты не ограничивают круг лиц, которые вправе требовать признание вещи бесхозяйной. После обращения в установленном законом порядке в собственность бесхозяйной вещи учреждение должно отразить ее поступление в бюджетном учете в качестве излишков.

На основании инвентаризационной описи (сличительной ведомости) (ф. 0504087) оформляется акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). При выявлении по результатам инвентаризации расхождений к этому акту прилагается ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).

На сегодняшний день нет единого мнения о том, являются ли сети энергоснабжения движимым или недвижимым имуществом. Линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения с точки зрения законодательства о градостроительной деятельности относятся к линейным объектам (п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ), являющимся объектами недвижимости, и, как следствие, подлежат государственному кадастровому учету.

С другой стороны, электрическая сеть – совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории.

Воздушные линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами составляют единый функциональный комплекс – уличное освещение (постановление АС Волго-Вятского округа от 06.11.2015 № Ф01-4347/15 по делу № А28-10250/2014).

Вопрос квалификации указанных объектов в качестве движимого или недвижимого имущества относится к компетенции специалистов учреждения. С учетом имеющихся документов и характеристик конкретного объекта следует установить, имеют ли указанные объекты прочную связь с землей, а также возможность их перемещения без несоразмерного ущерба их назначению.

Как провести процедуру оформления бесхозяйных объектов, можно прочитать здесь: Вопрос: Как происходит оформление бесхозяйных недвижимых объектов?

Согласно п. 333 Инструкции № 157н находящееся у учреждения имущество, не являющееся балансовым объектом бухгалтерского учета, в том числе полученное учреждением в пользование и не являющееся объектом аренды, учитывается на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». При этом для учета имущества на указанном счете необходимо наличие передающей стороны и соответствующих прав пользования объектом. Следовательно, в рассматриваемой ситуации необходимо проанализировать правомерность использования указанного счета для отражения объекта недвижимого имущества, выявленного в ходе инвентаризации. В случае если у учреждения нет документов, подтверждающих возможность использования указанного имущества, можно говорить о допущенной ошибке, связанной с неверным отражением имущества на забалансовом счете 01.

В то же время согласно прямой норме п. 335 Инструкции № 157н для учета материальных ценностей, полученных (принятых к учету) учреждением до момента обращения их в собственность государства и(или) передачи указанного имущества органу, осуществляющему в отношении указанного имущества полномочия собственника (бесхозяйное имущество), предназначен забалансовый счет 02 «Материальные ценности на хранении».

Решение о принятии к учету объектов основных средств, в отношении которых установлен срок эксплуатации, осуществляется на основании постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного первичным документом (п. 34 Инструкции № 157н). При этом комиссии по поступлению и выбытию активов также необходимо определить, является данное здание движимым имуществом или недвижимым. Критерии отнесения объектов к недвижимому имуществу установлены п. 1 ст. 130 ГК РФ.

В случае если комиссией учреждения будет принято решение об отнесении уличного освещения к движимому имуществу, то принятие его к учету осуществляется сразу с использованием счета 0 101 00 000 «Основные средства». В качестве документального основания для принятия к учету объекта основных средств профильной комиссией учреждения может быть составлен Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101), оформленный на основании документов, подтверждающих результаты инвентаризации.

Неучтенные объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости (п. 31 Инструкции № 157н, п. 52 Стандарта «Концептуальные основы...»). В соответствии с п. 25 Инструкции № 157н под текущей оценочной стоимостью на дату принятия к учету понимается справедливая стоимость указанного объекта. Определение текущей оценочной стоимости осуществляется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом, совершенных без отсрочки платежа, и определяется в сумме денежных средств, необходимых при продаже (приобретении) указанных активов на дату принятия к учету. Определение текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов может быть произведено комиссией по поступлению и выбытию активов на основании:

- данных о ценах на аналогичные материальные ценности, полученных в письменной форме от организаций-изготовителей;

- сведений об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;

- экспертных заключений (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

Информация о действующей цене должна быть подтверждена документально, а в случаях невозможности документального подтверждения – экспертным путем. В случае если данные о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по каким-либо причинам недоступны, текущая оценочная стоимость признается в условной оценке, равной одному рублю. При этом указанные материальные ценности, соответствующие критериям признания активов, отражаются субъектом учета на балансовых счетах в условной оценке: один объект – один рубль. После получения данных о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по объекту нефинансового актива, отраженных на дату признания в условной оценке, комиссией субъекта учета осуществляется пересмотр балансовой (справедливой) стоимости такого объекта.

Оприходование неучтенных объектов основных средств, выявленных при инвентаризации, осуществляется по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 190 «Доходы от безвозмездных неденежных поступлений в сектор государственного управления» (п. 7 Инструкции № 162н). В свою очередь, п. 9.9.9 Порядка № 209н определено, что на подстатью 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления» КОСГУ относятся прочие неденежные безвозмездные поступления, не отнесенные на подстатьи 191–198 КОСГУ, в том числе поступление выморочного имущества, конфискованного имущества и иного имущества, обращенного в доход Российской Федерации. Таким образом, оприходование неучтенных объектов основных средств, выявленных при инвентаризации, отражается с использованием подстатьи 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления» КОСГУ (см. также пп. «в» п. 3.1 письма Министерства финансов РФ и Федерального казначейства от 31.12.2019 № 02-06-07/103995, № 07-04-05/02-29148).

Кроме того, выбор соответствующего аналитического счета зависит также от вида имущества, соответствующего подразделам классификации, установленным ОКОФ (п. 53 Инструкции № 157н). По нашему мнению, к уличному освещению возможно применить код ОКОФ 220.42.22.12.111 «Линии электропередачи местные воздушные».