Согласно абз. 7 п. 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
В соответствии с пп. «г» п. 45 Положения № 47 для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, – в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в п. 45 Положения № 47 (в том числе заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома) (п. 45 Положения № 47).
Учитывая изложенное, расходы на получение заключения, предусмотренного абз. 7 п. 44 Положения № 47, должны нести собственники помещений в многоквартирных домах. Администрация муниципального образования несет расходы на получение заключения специализированной организации пропорционально своей доле в праве собственности на многоквартирный дом.
Положения пп. «г» п. 45 Положения № 47 были предметом рассмотрения Верховного суда РФ. Административные истцы полагали, что эта норма налагает на заявителя необоснованные обязанности по несению материальных затрат на проведение экспертизы состояния несущих и ограждающих конструкций жилого помещения, в том числе входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и предоставлению заключения проектно-изыскательской организации, проводившей обследование. Суд посчитал, что нормы Положения № 47 регулируют иные отношения, а именно определяют перечень документов, представляемых заявителем в комиссию для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным. Следовательно, пп. «г» п. 45 Положения № 47 не нарушает нормы ГК РФ и ЖК РФ, а также не возлагает на заявителя необоснованных обязанностей (см. решение Верховного суда РФ от 15.06.2016 № АКПИ16-355).