Право собственности на приватизируемое недвижимое имущество переходит к покупателю со дня государственной регистрации перехода права собственности на такое имущество. Основанием государственной регистрации такого имущества является договор купли-продажи недвижимого имущества, а также передаточный акт или акт приема-передачи имущества.

Основанием для отражения в бухгалтерском учете операции по списанию с балансового учета реализованного имущества может служить документ, подтверждающий переход права собственности покупателю, при наличии в нем обязательных реквизитов первичного учетного документа (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.п. 25, 26 Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256).

С другой стороны, в составе нефинансовых активов, в том числе в составе основных средств, можно учитывать только те объекты, которые являются «активами», – учреждение должно ожидать от них поступление полезного потенциала или экономических выгод (п.п. 7, 8 Федерального стандарта «Основные средства»). Заключение договора купли-продажи муниципального имущества, по нашему мнению, несмотря на отсутствие государственной регистрации перехода права собственности, можно расценивать как факт несоответствия понятию «актив». Следовательно, такой объект по решению комиссии может быть переведен на забалансовый счет 02. Напомним, что перечень имущества, подлежащего учету на забалансовом счете 02, приведенный в п. 335 Инструкции № 157н, не является исчерпывающим. Поэтому во избежание споров рекомендуем закрепить подобную ситуацию в учетной политике учреждения.

Для целей налогообложения прибыли решающее значение имеет то, в каком качестве выступает орган власти при реализации имущества.

Если доходы получены от продажи имущества, закрепленного за органом местного самоуправления на праве оперативного управления для ведения этим органом его деятельности, они являются доходами этой организации и, следовательно, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 30.04.2014 № Ф09-1870/14).

Если же доходы получены от продажи (передачи) имущества казны, то есть имущества, в отношении которого орган власти осуществляет функции управления в соответствии с предметом ведения, такие доходы являются доходами казны и, следовательно, объекта обложения налогом на прибыль организаций не возникает (письма Минфина России от 02.12.2016 № 03-03-05/71652, от 27.08.2015 № 03-03-05/49365, от 03.11.2006 № 03-03-04/4/174). Не уплачивается налог на прибыль и при реализации высвобождаемого в установленном законодательством порядке имущества (письма Минфина России от 03.08.2015 № 03-03-05/44582, от 12.05.2014 № 03-03-06/4/22087, от 02.08.2012 № 02-03-09/3040).

В рассматриваемой ситуации речь идет о реализации основного средства, т. е. закрепленного за органом местного самоуправления на праве оперативного управления имущества, следовательно, доходы от такой реализации учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.