Можно обратиться в государственную инспекцию труда (ГИТ). Жалобу в ГИТ можно подать в письменной форме или в форме электронного документа. В подтверждение своих доводов к жалобе следует приложить необходимые документы и материалы (либо их копии – при обращении в письменной форме). При подаче обращения в электронной форме следует указать адрес электронной почты либо, при наличии такой возможности, использовать адрес (уникальный идентификатор) личного кабинета на Едином портале «Госуслуги», по которым должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.

При обращении в письменной форме в жалобе указывается почтовый адрес. Желательно направить жалобу в ГИТ почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения. Это позволит отслеживать перемещение почтового отправления на сайте Почты России и получить документальное подтверждение даты вручения письма в ГИТ (ч. 1 ст. 2, п. 1 ст. 4, ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; п. 8 Правил, утв. приказом Минцифры России от 17.04.2023 № 382).

Жалоба может послужить основанием для проведения внеплановой выездной проверки у работодателя, по результатам которой ГИТ вправе вынести обязательное для работодателя предписание (абз. 2 ст. 356, абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ; п. 1 ч. 1 ст. 58, п. 1 ст. 60, ч. 12 ст. 66, п. 1 ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»; п. 3, 8, 35, 49 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230). Если в ходе проверки будут обнаружены признаки административного правонарушения или преступления, не подведомственные ГИТ, материалы проверки также направят в компетентные органы.