Согласно части третьей ст. 92, ст. 333 ТК РФ для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, которая составляет не более 36 часов в неделю. Кроме того, в зависимости от должности и(или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются приказом Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – приказ № 1601).
В соответствии со ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, – трудовым договором. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Согласно п. 2.1 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 11.05.2016 № 536 (далее – Особенности режима рабочего времени), выполнение педагогической работы преподавателями характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой, которая выражается в фактическом объеме их учебной (тренировочной) нагрузки, определяемом в соответствии с приказом № 1601. К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее – другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.
Фактически п. 2.1 Особенностей режима рабочего времени говорит о делении педагогической работы преподавателей на нормируемую (преподавательская (учебная) работа) и ненормируемую (иные виды педагогической работы, предусмотренные квалификационными характеристиками по занимаемой должности).
Иными словами, рабочее время педагогических работников включает в себя нормированную часть, касающуюся выполнения ими непосредственно преподавательской работы, и ненормированную часть, отводимую на выполнение иных видов педагогической работы в соответствии с п. 1.2 Особенностей. При этом в любом случае совокупная продолжительность рабочего времени учителя, в силу ст. 333 ТК РФ, не может превышать 36 часов в неделю. Важной особенностью, которая содержится в вышеприведенных нормах, является указание на то, что состав иной педагогической работы преподавателей предусматривается квалификационными характеристиками по занимаемой ими должности, то есть по смыслу части второй ст. 57 ТК РФ такая педагогическая работа входит в их трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором.
Отметим, что особенности режима рабочего времени устанавливают правила регулирования режима рабочего времени и времени отдыха не только для самих педагогических работников, но и для должностей руководителей образовательных организаций, поименованных в номенклатуре, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2013 г. № 678.
В соответствии со ст. 101 ТК РФ ненормированный рабочий день – особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.
Отметим, что переработка в режиме ненормированного рабочего дня в силу ст. 97 ТК РФ является альтернативой сверхурочной работе, под которой понимается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени (ст. 99 ТК РФ). Иными словами, переработка при ненормированном рабочем дне и сверхурочная работа не тождественны, а противопоставлены друг другу (см. также письмо Роструда от 02.12.2009 № 3567-6-1, апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 15.12.2016 по делу № 11-17995/2016, постановление Краснодарского краевого суда от 10.10.2016 по делу № 4А-1150/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от 12.09.2016 по делу № 33-4131/2016). Соответственно, ограничения, установленные законом для привлечения к сверхурочной работе, а также гарантии, связанные с такой работой, на труд работников с ненормированным рабочим днем не распространяются (см. также письмо Роструда от 07.06.2008 № 1316-6-1, постановление Краснодарского краевого суда от 10.10.2016 № 4А-1150/2016, определение Калужского областного суда от 24.09.2015 № 33-2982/2015).
Для установления работникам ненормированного рабочего дня работодатель должен утвердить в коллективном договоре, соглашениях или локальном нормативном акте, принимаемом с учетом мнения представительного органа работников, перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (часть первая ст. 101 ТК РФ). Поскольку условие о ненормированном рабочем дне является характеристикой режима рабочего времени (ст. 100 ТК РФ), такая информация должна быть также отражена и в правилах внутреннего трудового распорядка (в трудовом договоре работника, режим рабочего времени которого отличается от общих правил, установленных у данного работодателя). Кроме того, в соответствии со ст. 119 ТК РФ коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка должна быть определена продолжительность дополнительного отпуска за работу в условиях ненормированного рабочего дня.
В силу ст.ст. 8, 9, части третьей ст. 41 ТК РФ работодатель вправе предусмотреть в коллективном договоре, соглашении, локальных нормативных актах или трудовом договоре условия труда, улучшающие положение работников по сравнению с нормами трудового законодательства, а также дополнительные гарантии и компенсации. Работодатель обязан исполнять условия коллективного договора (п. 2 части второй ст. 22 ТК РФ, ст.ст. 5, 9 ТК РФ).
В соответствии с частью первой ст. 50 ТК РФ коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. При этом вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации (часть вторая ст. 50 ТК РФ).
Согласно ст. 57 ТК РФ если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и(или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и(или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Таким образом, при противоречии трудового и коллективного договора применению подлежит коллективный договор. Поэтому если в коллективном договоре предусмотрена норма о введении для руководителя МБОУ режима ненормированного рабочего времени, то он имеет полное право на получение всех гарантий, возникающих с применением данного режима.