Расходы администрации муниципального образования на перечисление средств избирательным комиссиям могут быть отражены по элементу вида расходов 880 «Специальные расходы» в увязке с подстатьей 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» КОСГУ. Аналогичные разъяснения предоставлялись ранее и финансовым ведомством (см., в частности, письма Минфина России от 18.10.2019 № 02-08-10/80462, от 27.06.2019 № 02-05-10/47147).
Порядок отражения расчетов по предоставлению денежных средств избирательной комиссии в бюджетном учете органа местного самоуправления напрямую зависит от их условий. Так, если при предоставлении денежных средств установлены условия о представлении их получателем документов, подтверждающих факт использования на конкретные цели, то есть установлены условия при предоставлении актива (бюджетных средств), то расчеты до выполнения соответствующих условий их получателем учитываются в качестве дебиторской задолженности на счете 206 00 «Расчеты по выданным авансам» (п. 111 Инструкции № 162н). В случае если денежные средства предоставляются на безвозмездной, безвозвратной основе и подтверждения выполнения каких-либо условий от территориальной избирательной комиссии не требуется, то сумма предоставленных органом местного самоуправления средств может быть отнесена на финансовый результат непосредственно по факту перечисления денежных средств.
Согласно ч. 7 ст. 68 Закона Республики Крым от 05 июня 2014 г. № 17-ЗРК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым» неизрасходованные избирательными комиссиями средства, выделенные на подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования, не позднее чем через 60 дней после представления в Государственный Совет Республики Крым (в случае выделения средств из бюджета Республики Крым) либо в представительный орган муниципального образования (в случае выделения средств из местного бюджета) отчета о расходовании указанных средств, а также сведений о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств, возвращаются в доход соответствующего бюджета.
При этом центральная избирательная комиссия РФ и избирательные комиссии субъектов РФ являются государственными органами, действуют на постоянной основе и наделены статусом юридического лица (п. 2 ст. 21, п. 2 ст. 23 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ). Избирательная комиссия муниципального образования согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ является муниципальным органом. Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица (п. 3 ст. 24 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ). Так как территориальные избирательные комиссии являются государственными (муниципальными) органами, полагаем, что они являются участниками бюджетного процесса.
Таким образом, в случае, если условиями предоставления денежных средств установлена обязанность подтверждения получателем (избирательной комиссией) достижения определенных целей, то в бюджетном учете органа местного самоуправления подлежат отражению следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 1.206.97.561 Кредит 304.05.297 – перечислены денежные средства избирательной комиссии.
2. Дебет 401.20.297 Кредит 302.97.731; Дебет 302.97.831 Кредит 206.97.661 – отражена сумма израсходованных избирательной комиссией денежных средств на основании представленного отчета.
Указанная корреспонденция положениями Инструкции № 162н не предусмотрена, поэтому при необходимости ее следует закрепить в учетной политике с соблюдением требований п. 2 Инструкции № 162н.