Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

При этом территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (ч. 5 ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ).

Таким образом, территориальное общественное самоуправление приобретает статус некоммерческой организации, только если является юридическим лицом.

В соответствии с п. 2 ч. 7 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:

участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев:

а) участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости;

б) участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с предварительным уведомлением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Аналогичные нормы содержатся и в статье 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ.

Таким образом, системный анализ указанных норм показывает, что осуществляющий свои полномочия на постоянной основе депутат представительного органа муниципального образования вправе участвовать на безвозмездной основе в управлении ТОСом, являющимся юридическим лицом, с предварительным уведомлением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Если же муниципальный депутат осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, соответствующее уведомление ему предоставлять не нужно.

В том случае, если ТОС не является юридическим лицом, независимо от того на постоянной или на непостоянной основе осуществляет свои полномочия муниципальный депутат, он может быть председателем ТОС.

Как указано в Вашем обращении, председатель представительного органа муниципального образования является также председателем территориального общественного самоуправления (в качестве юридического лица не зарегистрирован).

Учитывая вышеизложенное и то, что дополнительных ограничений по данному вопросу в отношении депутатов, замещающих должность в представительном органе муниципального образования, федеральным законодательством не предусмотрено, председатель представительного органа муниципального образования может совмещать должность председателя территориального общественного самоуправления.

По мнению Комитета, в таком совмещении не усматривается и конфликта интересов.

Под конфликтом интересов в Федеральном законе № 273-ФЗ (ст. 10) понимается ситуация, при которой заинтересованность (прямая или косвенная) лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). При этом указанная заинтересованность должна носить именно личный характер: возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) как самим лицом, так и его близкими родственниками.

Более того, ситуацию, при которой председатель представительного органа муниципального образования извлекает личную выгоду из деятельности ТОС, следует рассматривать не столько в плоскости законодательства о противодействии коррупции, сколько в плоскости общеуголовной, понимая под этим присвоение или растрату, злоупотребление должностными полномочиями и т.д.

Идентифицировать конфликт интересов возможно через три взаимосвязанные категории:

а) ресурс (конфликт интересов возникает там и тогда, когда появляется определенный ресурс, доступ к которому становится целью должностного лица);

б) интерес (участники конфликта интересов преследуют частный либо групповой интерес (отличный от общественного), который и становиться движущей силой их деятельности);

в) ущерб (конфликт интересов может привести к действию, сопровождающемуся ущербом интересам органов местного самоуправления, общественным интересам, интересам жителей муниципального образования).

Для недопущения и разрешения конфликта интересов в органах местного самоуправления создается комиссия по урегулированию конфликта интересов. К функциям данной комиссии относится:

1) проверка информации о главе муниципального образования, главе местной администрации, депутатах представительных органов, членах выборных органов местного самоуправления, муниципальных служащих, поступившей от правоохранительных, судебных или иных государственных органов, организаций, должностных лиц, а также отдельных граждан;

2) приглашение и заслушивание на заседании комиссии должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих, представителей заинтересованных организаций, а также и иных лиц;

3) направление решения комиссии заинтересованным лицам;

4) установление комиссией факта наличия либо отсутствия в действии (бездействии) должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих признаков коррупции.

Учитывая вышеизложенное, не усматривается в приведенном Вами случае оснований говорить о нарушении норм ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ.