В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 Закона о приватизации установлен перечень оснований для отказа в приватизации жилых помещений, который является исчерпывающим.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для реализации гражданином права на приватизацию жилого помещения являются:
- наличие права пользования жилым помещением государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма;
- неучастие ранее в приватизации;
- отсутствие препятствий, перечисленных в ст. 4 Закона о приватизации.
Суды считают, что отсутствие регистрации в приватизируемом помещении не имеет значения для процедуры приватизации, поскольку регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Сам по себе факт регистрации не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, в том числе права на жилище (см., например, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 11.03.2016 по делу № 11-2898/2016).
То есть регистрационный учет является административным актом фиксации места жительства или места пребывания гражданина и не порождает жилищных прав и обязанностей. Его наличие или отсутствие не подтверждает наличия или отсутствия у лица права пользования жилым помещением и, соответственно, не прекращает его. Если наниматель в судебном порядке не признавался утратившим право пользования жилым помещением, то он не может быть лишен права на приватизацию.