Роскомземом во исполнение постановления Правительства РФ от 12.07.1993 № 659 (ред. от 27.12.1994) «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам» был издан приказ от 02.08.1993 № 38 «О проведении инвентаризации земель». Данным приказом была утверждена форма акта проведения инвентаризации земель. На сегодняшний день правовое обеспечение инвентаризации земель регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее – Закон № 78-ФЗ), приказом Роскомзема от 02.08.1993 № 38, а также актами субъектов РФ, которые с учетом местных особенностей конкретизируют содержание работ по инвентаризации земель и устанавливают очередность их проведения.

В соответствии со ст. 1 Закона № 78-ФЗ землеустройство – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и(или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

Согласно ст. 9 Закона № 78-ФЗ изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ:

- почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;

- оценка качества земель;

- инвентаризация земель.

Статьей 13 Закона № 78-ФЗ установлено, что инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.

В силу п. 1 ст. 69 ЗК РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

При осуществлении государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения необходимые сведения получаются с использованием в том числе материалов инвентаризации и обследования земель (пп. «д» п. 8 Порядка осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения (утв. приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 24 декабря 2015 г. № 664)).

Законодательство однозначно не отвечает на вопрос, кто осуществляет инвентаризацию сельскохозяйственных земель. Однако, учитывая, что у сельского поселения есть полномочия по выявлению невостребованных земельных долей (ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»), а у муниципального района – полномочия по проведению муниципального земельного контроля (п. 20 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), можно предположить, что в каждом из указанных случаев инвентаризация земель осуществляется тем органом местного самоуправления, который уполномочен на действия, во исполнение которых проводится инвентаризация.

Данный вывод является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Министерство экономического развития.