Действующие в настоящее время нормативные правовые акты, устанавливающие порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, не содержат определений такого понятия, как благоустройство территории.

По мнению финансового ведомства, расходами на благоустройство территории признаются затраты, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точек зрения пространства на территории организации (письма Минфина России от 01.04.2016 № 03-03-06/1/18575, от 27.01.2012 № 03-03-06/1/35, от 10.08.2012 № 03-03-06/4/83, от 03.08.2012 № 03-03-06/1/386).

Согласно п.п. 3.2, 3.11, 3.12, 3.22а, 3.23 Свода правил СП 82.13330.2016, а также до 16.09.2020 п.п. 1.3 и 1.4 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утв. приказом Минстроя России от 13.04.2017 № 711/пр (документ отменен), соответственно к объектам и элементам благоустройства в том числе относятся элементы освещения.

Как правило, элементы благоустройства отвечают критериям, установленным Инструкцией № 157н и Стандартом «Основные средства» для признания материальных ценностей основными средствами, поэтому в целях бюджетного учета они могут отражаться на соответствующих аналитических счетах 101 00 «Основные средства». Принятие такого решения в организации бюджетной сферы возложено на комиссию по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции № 157н).

Согласно пп. 10.2.8 п. 10 Порядка № 209н расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений относятся на подстатью 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ. При этом по КОСГУ 228, исходя из пояснений, которые дают специалисты финансового ведомства, отражаются только те расходы, которые в дальнейшем приведут к увеличению стоимости основных средств, непроизведенных и нематериальных активов. То есть в части основных средств это те расходы, которые в дальнейшем приведут к формированию вложений на счете 106 01 «Вложения в основные средства» (п. 130 Инструкции № 157н).

В рассматриваемом же случае контрактом не предусмотрено документальное оформление отдельных результатов выполненных работ, а оформляется один документ, подтверждающий приемку всего комплекса работ, предусмотренных контрактом, соответственно, основания для распределения расходов между отдельными статьями (подстатьями) КОСГУ отсутствуют, а применение подстатей 226 или 228 КОСГУ будет зависеть от того, будут ли расходы формировать стоимость объектов основных средств в полном объеме либо частично будут отнесены на финансовый результат текущего периода.

В 2020 году в казенном учреждении выполнялся комплекс работ по благоустройству территории, в рамках которых созданы новые объекты основных средств. Было принято решение об отнесении всех расходов по контракту на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 7 Порядка № 209н). Все расходы по благоустройству территории были списаны на расходы текущего периода.

В связи с этим в бюджетном учете казенного учреждения необходимо исправить ошибку прошлого периода (2020 года) в порядке, предусмотренном п. 18 Инструкции № 157н, п. 28 Стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Исправления вносятся датой обнаружения ошибки на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) (п. 33 Стандарта «Учетная политика...», п. 18 Инструкции № 157н). При этом бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в бюджетном учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности в отдельном Журнале операций по исправлению ошибок прошлых лет.

Кроме того, операции по исправлению ошибок прошлых лет в отчетности текущего отчетного периода не отражаются, но корректируются входящие остатки на начало такого отчетного периода (п. 33 Стандарта «Учетная политика...», п. 17 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 № 02-06-07/62480).

В целях обособления операций, связанных с исправлением ошибок прошлых лет, Инструкциями № 157н и 162н предусмотрены специальные счета (п.п. 276, 281, 298 Инструкции № 157н, п. 17 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 № 02-06-07/62480). Выбор специального счета для исправления ошибки прошлых лет зависит от ее влияния на финансовый результат, сформированный в результате допущенной ошибки.

Отметим, что детальный порядок применения специальных счетов положениями Инструкции № 162н не урегулирован. Поэтому схему корреспонденции отражения в учете рассматриваемой хозяйственной операции следует согласовать в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции № 162н, и закрепить в учетной политике. При разработке конкретных корреспонденций в данной ситуации следует исходить из того, что при исправлении ошибки прошлого года, влияющей на финансовый результат, формируемый по операциям прошлых лет, в части расходов используется счет 401 29 «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году». При исправлении ошибки, не влияющей на финансовый результат, используется счет 304 96 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные в отчетном году».

По исправленным с применением специальных счетов ошибкам формируются Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) с указанием исправленных входящих остатков в графе 6 (код причины 03 – исправление ошибок прошлых лет при ошибке, выявленной самостоятельно).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бюджетном учете казенного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:

1. Дебет КРБ 1 401 28 226 Кредит КРБ 1 302 26 73Х – способом «Красное сторно» отражено исправление ошибки в части списания суммы созданных объектов благоустройства на финансовый результат прошлого года.

2. Дебет КРБ 1 304 86 831 Кредит КРБ 1 302 26 73Х,

Дебет КРБ 1 106 ХХ 310 Кредит КРБ 1 304 86 731 – дополнительными бухгалтерскими записями отражены вложения в созданные объекты благоустройства.

3. Дебет КРБ 1 304 86 831 Кредит КРБ 1 106 Х1 310,

Дебет КРБ 1 108 ХХ 310 Кредит КРБ 1 304 86 731 – отражено принятие к учету объектов основных средств (уличное освещение) в сумме фактических вложений.