Решение вопроса в данном случае зависит от квалификации действий по установке газового оборудования (переустройство, перепланировка или реконструкция).
Согласование переустройства и перепланировки – полномочия сельских поселений (п. 1 ст. 1 Закона Владимирской области от 14 ноября 2014 г. № 121-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Владимирской области отдельных вопросов местного значения», п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 7 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).
Выдача разрешения на реконструкцию – полномочие органов местного самоуправления муниципальных районов (п. 20 ч. 1, ч.ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 ГрК РФ).
Понятия «перепланировка» и «переустройство» и связанные с ними работы отнесены к сфере регулирования жилищного законодательства и не применяются по отношению к нежилым помещениям, в отношении которых могут проводиться реконструкция и капитальный ремонт. При этом определения понятий «реконструкция» и «капитальный ремонт» имеют более широкий смысл, нежели понятия «перепланировка» и «переустройство» и включают в себя специальные работы, указанные в Градостроительном кодексе Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и(или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и(или) восстановления указанных элементов.
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее – Правила) перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Правила указывают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и(или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
При этом следует отметить, что Правила применяются в части, не противоречащей ГрК РФ и ЖК РФ.
Таким образом, если строительные работы, выполняемые на объекте капитального строительства, влекут за собой изменения, перечисленные в п. 14 ч. 1 ст. 1 ГрК РФ, то такие работы относятся к работам по реконструкции объекта капитального строительства.
Действующее законодательство не содержит прямого запрета в части перехода на индивидуальное отопление жилого помещения. Однако для этого необходимо, чтобы схема теплоснабжения многоквартирного дома (а не только квартиры, в которой планируется переустройство) технически позволяла такое переустройство, а для установления такой возможности требуется проект переустройства всей системы теплоснабжения многоквартирного дома и техническое заключение к проекту.
Совокупность правовых норм, регулирующих теплоснабжение, определяет условия, которые должны обязательно учитываться при составлении технического заключения к проекту переустройства. Это соблюдение нормативно установленных требований к температурному режиму не только в конкретной квартире, но и в других квартирах и прочих помещениях дома, а также обеспечение бесперебойного функционирования теплоцентрали, котельной, обеспечивающей теплоснабжение помещений дома, не перешедших на индивидуальное отопление. По этому поводу Конституционный суд РФ в постановлении от 20 декабря 2018 г. № 46-П указал, что в зависимости от особенностей конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения многоквартирных домов жилые и нежилые помещения в них могут обогреваться разными способами, в том числе не предполагающими оказание собственникам и пользователям помещений коммунальной услуги по отоплению (например, путем печного отопления и т. п.). Соответственно, переход на отопление жилых помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения.
Суды признают обоснованным отказ органа местного самоуправления в согласовании переустройства в виде установления индивидуального отопления, ссылаясь на то, что действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, а также на то, что реконструкция общедомовой централизованной системы отопления влечет ее уменьшение, изменение назначения, а потому возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (например, апелляционное определение СК по гражданским делам Нижегородского областного суда от 11 февраля 2020 г. по делу № 33-1340/2020, апелляционное определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 04 февраля 2020 г. по делу № 11А-1574/2020, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 27 января 2020 г. по делу № 33-1857/2020).
Также необходимо учитывать, что ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещает переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые не отвечают следующим требованиям: а) наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; б) наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; в) температура теплоносителя – до 95 градусов Цельсия; г) давление теплоносителя – до 1 МПа (п. 51 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05 июля 2018 г. № 787).
Таким образом, приведенная норма не исключает переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии вообще, а лишь вводит возможность ограничения перечня индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые использовать нельзя (решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 18 марта 2020 г. по делу № 2а-370/2020, решение Клинцовского городского суда Брянской области от 27 января 2020 г. по делу № 2-214/2020, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 июня 2018 г. № Ф08-4069/18 по делу № А63-3341/2017).
В части необходимости получения согласия собственников на переустройство теплоснабжения отдельной квартиры необходимо отметить, что такое согласие необходимо, когда реконструкция, переустройство помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 40 ЖК РФ).
Частью 1 ст. 36 ЖК РФ и п. 2 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее – Правила), определено, что в состав общего имущества включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и(или) нежилого помещения (квартиры). То есть оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в том случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения. Если же обогревающие элементы внутридомовой системы отопления имеют отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, и обслуживают только одну квартиру, то они не включаются в состав общего имущества собственников многоквартирного дома (решение Верховного суда РФ от 22 сентября 2009 г. № ГКПИ09-725, письмо Минстроя России от 01 апреля 2016 г. № 9506-АЧ/04). Соответственно, в таком случае согласования с собственниками помещений в многоквартирном доме переустройства системы отопления в отдельной квартире не требуется.
Таким образом, переход на отопление жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных источников тепловой энергии возможен при соблюдении совокупности требований, установленных действующим законодательством, при наличии технической возможности такого переустройства.