Гражданский кодекс РФ не выделяет договор безвозмездного оказания услуг в качестве отдельного вида обязательств. Однако исходя из принципа свободы договора (п. 2 ст. 1, ст. 421 ГК РФ) граждане и юридические лица вправе заключить любой договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, и определить его условия по своему усмотрению, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законодательством.

По общему правилу гражданско-правовой договор предполагается возмездным, что означает наличие у его стороны права получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей (п. 1, 3 ст. 423 ГК РФ). Безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления (п. 2 ст. 423 ГК РФ).

С учетом указанной презумпции возмездности, для того чтобы договор считался безвозмездным, он должен прямо предусматривать условие об отсутствии у стороны, получившей какое-либо предоставление (в частности, услуги), встречных обязательств перед контрагентом. Отсутствие же в договоре условия о цене само по себе не свидетельствует о его безвозмездности, поскольку в подобных случаях по общему правилу исполнение подлежит оплате по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (п. 3 ст. 424 ГК РФ).

Общего запрета на безвозмездное оказание услуг законодательство не устанавливает.

Как видим, при безвозмездном получении государственным (муниципальным) учреждением работ (услуг) речь не может идти о заключении договоров подряда, возмездного оказания услуг, дарения (пожертвования) и безвозмездного пользования в том смысле, в котором заключение подобных договоров предусмотрено ГК РФ.

Вместе с тем исходя из принципа свободы договора между государственным (муниципальным) учреждением и исполнителем работ (услуг) возможно заключение смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ) с элементами договора дарения (пожертвования) и договора подряда (выполнения услуг).

В таком договоре желательно отражать:

- безвозмездный характер отношений сторон;

- взаимосвязь выполненных работ (оказанных услуг) с уставной деятельностью государственного (муниципального) учреждения;

- объем выполняемых работ (оказываемых услуг), сроки их выполнения (оказания), порядок передачи результата работ учреждению с подписанием соответствующих актов и т. п.

Кроме того, в целях организации бухгалтерского и налогового учета при безвозмездном получении работ (услуг) желательно оформлять:

1) сметы (иные аналогичные документы), в которых приводится подробный перечень безвозмездно выполненных работ (оказанных услуг) с указанием их стоимости;

2) акты (иные аналогичные документы), подтверждающие фактическое выполнение работ (оказание услуг), а также свидетельствующие о направленности безвозмездно полученных работ (услуг) на достижение целей, ради которых создано учреждение, и соответствие этих операций указанным целям.

Как правило, в результате выполнения в интересах государственного (муниципального) учреждения работ (оказания услуг) на безвозмездной основе не изменяется стоимость активов, имеющихся в распоряжении организации. Также в результате осуществления подобной операции не возникает и расходов, ведь согласно п. 2 ст. 423 ГК РФ безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления. Следовательно, отсутствует уменьшение экономических выгод в виде уменьшения активов или возникновения обязательств.

Согласно п. 43 Стандарта «Доходы» признание в бухгалтерском учете доходов от безвозмездно полученных работ и услуг не осуществляется. Однако информация о подобных фактах хозяйственной жизни обязательно должна быть отражена в пояснительной записке (пояснениях) к бухгалтерской (финансовой) отчетности (см. также письма Минфина России от 02.09.2021 № 02-07-10/71582, от 22.05.2019 № 02-07-10/36688).

Вместе с тем факты хозяйственной жизни являются объектом учета (п. 1 ст. 5 Закона № 402-ФЗ). Кроме того, максимально полное отражение информации в регистрах бухгалтерского учета необходимо для организации внутреннего контроля в учреждении, планирования его деятельности.

Для соблюдения указанных целей согласно учетной политике информация о безвозмездно полученных работах (услугах) может быть отражена на специальном дополнительном забалансовом счете.

Также возможен вариант, при котором необходимые сведения будут учитываться в отдельном регистре в рамках управленческого учета. Подобная организация учета позволит безболезненно собрать необходимую информацию для отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с требованиями Стандарта «Доходы» и в других необходимых случаях.

В частности, эти данные могут понадобиться для финансового планирования. Например, информацию об уже проведенном ремонте орган-учредитель может учесть при принятии решения о доведении ЛБО или предоставлении целевых субсидий.