Органы местного самоуправления, включенные в ЕГРЮЛ, являются организациями – казенными учреждениями и имеют право на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, является правом, а не обязанностью. Следовательно, орган местного самоуправления не обязан подавать уведомление об освобождении от НДС, но может это сделать, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от облагаемых НДС операций в совокупности не превысила 2 млн руб.

Вместе с тем полагаем, что право на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС распространяется только на операции, которые орган местного самоуправления – казенное учреждение осуществляет от своего имени как хозяйствующий субъект.

Если же орган местного самоуправления действует от имени муниципального образования в рамках своих функций и полномочий, то на такие операции право на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС не распространяется. Обусловлено это тем, что муниципальные образования не являются налогоплательщиками.

При реализации имущества или сдаче имущества в аренду, а также при установлении сервитута освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС применяется только к операциям, связанным с имуществом, принадлежащим органу местного самоуправления на праве оперативного управления или постоянного бессрочного пользования. В отношении имущества казны применяются специальные нормы п. 3 ст. 161 НК РФ. Однако при реализации или предоставлении в аренду физическим лицам, не являющимся ИП, имущества казны обязанность перечисления налога в бюджет возлагается непосредственно на органы власти (местного самоуправления), осуществляющие эти операции (см. письма Минфина России от 03.03.2020 № 03-07-14/15602, от 15.05.2019 № 03-07-11/34628, от 07.11.2017 № 03-07-11/72951, от 21.12.2016 № 03-07-14/76518, от 23.11.2016 № 03-07-11/68968, от 27.07.2012 № 03-07-11/198, ФНС России от 13.07.2009 № ШС-22-3/562@, постановление АС Волго-Вятского округа от 24.01.2024 № Ф01-8978/23 по делу № А29-14236/2022).

Таким образом, применение органом местного самоуправления освобождения по ст. 145 НК РФ не освобождает его от обязанности представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую декларацию и уплатить НДС от суммы сделки в бюджет при реализации имущества физическому лицу, не являющемуся ИП (см. постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019 № 20АП-1824/19).