В первую очередь отметим, что с точки зрения гражданского законодательства препятствий для подписания руководителем организации документов во время отпуска нет. Закон не предусматривает прекращения полномочий руководителя организации как ее единоличного исполнительного органа на период отпуска. В этот период руководитель не лишается права подписи, а подписанные им документы обладают полнотой юридической силы (см. постановление Президиума ВАС РФ от 09.02.1999 № 6164/98, определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.11.2016 № 33-23178/2016, постановления АС Восточно-Сибирского округа от 13.12.2018 № Ф02-5130/18, Пятнадцатого ААС от 19.08.2016 № 15АП-10662/16, Восьмого ААС от 04.03.2021 № 08АП-920/21).
Однако следует учитывать, что, подписывая документы от имени юридического лица, руководитель тем самым реализует полномочия его единоличного исполнительного органа, то есть фактически исполняет свои трудовые обязанности. Вместе с тем отпуск является временем отдыха работника, то есть временем, когда работник свободен от исполнения своих трудовых обязанностей (ст. 106, 107 ТК РФ). Привлечение работника к работе в период отпуска само по себе является нарушением трудового законодательства. Именно на этот факт обращают внимание специалисты Роструда, указывая в своих консультациях на недопустимость подписания руководителем организации документов в период отпуска. Поэтому на период отпуска руководителя организации право подписи необходимых документов целесообразно предоставить иному лицу.
Отметим, что специалисты московской ГИТ в письме от 20.08.2020 № 77/7-30028-20-ОБ/10-33260-ОБ/18-1193 приводят интересный (хотя, на наш взгляд, и лишенный правовой основы) дифференцированный подход к решению вопроса о допустимости подписания директором документов в период отпуска. По мнению инспекторов, если речь идет о текущих приказах, издание которых вряд ли может повлечь негативные последствия (например, об утверждении различных положений, переводе, приеме на работу и т. п.), то подписать их директор может и во время своего отпуска или болезни. Если же речь идет о финансовых документах, а равно о документах, которые могут привлечь внимание налоговой службы или несут потенциальную возможность возникновения споров (например, об увольнении, направлении в командировку, премировании), то перед подписанием таких документов необходимо официально оформить выход директора на работу.