К такому выводу пришел АС Поволжского округа. Соответствующие разъяснения даны в постановлении от 09 февраля 2021 г. № Ф06-69728/20.

По одному из рассматриваемых дел взысканию подлежала сумма неосновательного обогащения. Однако для принятия по нему решения необходимо было определить факт наличия договорных отношений между сторонами посредством их переписки в WhatsApp.

Истец взыскивал денежную сумму на том основании, что, исходя из переписки в указанном мессенджере, планировалось заключение договора на выполнение работ по созданию дизайн-проектов помещений и им для выполнения данных работ были перечислены ответчику денежные средства. В итоге договор заключен не был, работы ответчиком не выполнялись. Отсюда, по мнению истца, и вытекает неосновательное обогащение. Вместе с тем, ответчик утверждал, что работы по изготовлению дизайн-проектов им выполнялись, соответствующие эскизы согласовывались с истцом посредством направления их по групповому чату, созданному в WhatsApp. Иск ответчик не признал.

Судами первой и второй инстанций денежные средства были взысканы. Однако окружной суд не согласился с этими судебными актами, указав, что договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. Суд же при наличии соответствующего спора исходит, пока не доказано иное, из заключенности и действительности договора (п.п. 1 и 3 ст. 432 ГК РФ, п. 44 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 49). Исходя из реалий времени, заключение договоров посредством современных технологий (мессенджеров) стало обычным делом. Поэтому при рассмотрении таких дел судам следует изучать все обстоятельства осуществляемой переписки: кем и в соответствии с какими полномочиями она производилась и ряд иных обстоятельств. Судом кассационной инстанции акты нижестоящих судов направлены на новое рассмотрение.

По данному вопросу существует разнообразная практика, см. постановления:

- АС Дальневосточного округа от 22.09.2020 № Ф03-3648/20;

- АС Центрального округа от 20.07.2020 № Ф10-1241/20;

- АС Северо-Западного округа от 25.01.2021 № Ф07-15530/20.