КС РФ рассмотрел вопрос о соответствии положениям Конституции РФ ч. 3.1 ст. 147 ЖК РФ, в соответствии с которой членом правления ТСЖ не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом, или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества. При этом член правления ТСЖ не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору. Кроме того, члену правления ТСЖ запрещается поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества.

В частности, в суд обратилась председатель правления ТСЖ. В обоснование своих требований председатель сослалась на нарушение ее права на труд. Так, председатель фактически состояла с ТСЖ в трудовых отношениях, однако зарплата и иные компенсации ей не выплачивались.

При рассмотрении спора суды пришли к выводу о неправомерности совмещения деятельности в ТСЖ с работой в нем по трудовому договору.

Между тем согласно постановлению КС РФ от 05.07.2022 № 28-П положения ч. 3.1 ст. 147 ЖК РФ не исключают факт наличия трудовых отношений между председателем ТСЖ и самим ТСЖ. При установлении соответствующего факта председателю ТСЖ полагаются соответствующие компенсации и выплаты.

Анализ действующего гражданского, а также трудового законодательства не дает однозначных разъяснений по данному вопросу. Таким образом, не существует обязанности по заключению трудового договора между ТСЖ и председателем правления такого ТСЖ, равно как и не существует запрета на заключение такого договора. При этом законодательство в сфере регулирования правоотношений товариществ собственников недвижимости (далее – ТСН), к которым соответственно относится ТСЖ, также не исключает возможности заключения трудового договора с председателем правления такого ТСН.

На основании ст.ст. 123.12–123.14 ГК РФ садоводческое (огородническое) некоммерческое товарищество, равно как и товарищество собственников жилья, признаются разновидностями ТСН. В данной связи необходимо принимать во внимание положения п. 7 ч. 5 ст. 14, п.п. 3 и 12 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми членам садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ предоставлено право определения условий оплаты труда председателя товарищества, членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора), а также иных лиц, с которыми товариществом заключены трудовые договоры. Условия оплаты труда определяются на общем собрании членов садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ.

Таким образом, прямое толкование приведенных выше норм сводится к тому, что указанные товарищества вправе заключать трудовые договоры с членами органа правления. Законодательство РФ допускает использование правовых норм по аналогии. Отсюда следует, что рассматриваемые правовые нормы могут применяться в отношении ТСЖ. Уставом или решением общего собрания членов ТСЖ может быть предусмотрена возможность или обязанность заключения трудового договора между товариществом и председателем его правления.

Принимая во внимание изложенное выше, КС РФ указал, что положения ч. 3.1 ст. 147 ЖК РФ не исключают возможности заключения трудового договора между ТСЖ и председателем правления этого товарищества. Выполнение председателем правления ТСЖ своих функций как трудовых обязанностей предоставляет такому лицу правовые гарантии, в частности право на отпуск, пособие по временной нетрудоспособности и пр.

Запрет, установленный ч. 3.1 ст. 147 ЖК РФ, необходимо рассматривать как правовой механизм по недопущению злоупотребления правом со стороны членов правления ТСЖ. Норму необходимо трактовать как запрет на осуществление председателем правления ТСЖ иной деятельности, кроме выполнения непосредственных полномочий единоличного исполнительного органа. При этом заключение трудового договора, предполагающего исполнение непосредственных полномочий единоличного исполнительного органа, между ТСЖ и председателем его правления не запрещается.