На счете 303 00 «Расчеты по платежам в бюджеты» подлежат учету расчеты с бюджетами бюджетной системы РФ по различным видам платежей.

Как следует из п. 259 Инструкции № 157н, в эти виды платежей входят:

- обязательные платежи, начисленные организациями в качестве налогоплательщика;

- НДФЛ, НДС и иные налоговые платежи;

- страховые взносы на ОСС, которые уплачиваются в соответствии с гл. 34 НК РФ «Страховые взносы»;

- страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний, которые уплачиваются согласно Федеральному закону от 24.07.1998 № 125-ФЗ;

- дополнительные страховые взносы на добровольное пенсионное страхование, которые уплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ;

- иные платежи в бюджет и часть возмещения государственным внебюджетным фондом РФ расходов страхователей, связанных с выполнением государственных требований.

Общий порядок учета на счете 303 00 выглядит следующим образом

 

Тип учреждения

казенное, органы власти

бюджетное, автономное

Структура счета

КРБ 1 303 ХХ 731/831

схема формирования счета

ХХХХ 0000000000 ХХХ Х 303 ХХ 731/831

схема формирования счета

КДБ 1 303 05 731/831

схема формирования счета

Аналитический учет

Правила установлены Инструкцией № 157н:

- по группировке для Рабочего плана счетов см. п. 263 Инструкции № 157н;

- для формирования регистров учета см. п. 264, 265 Инструкции № 157н

допустимые счета
Рабочего плана счетов

допустимые счета
Рабочего плана счетов

 

Требование к дополнительной аналитике (можно установить в Учетной политике)

В целях аналитического учета могут открываться дополнительные аналитические коды, оговоренные Учетной политикой учреждения.

Например, в целях детализации расчетов с бюджетами по налогу на прибыль к счету 303 03 могут быть открыты счета: «Налог на прибыль, уплачиваемый в федеральный бюджет» и «Налог на прибыль, уплачиваемый в региональный бюджет»

-

Указание в 1–4 разрядах счета 2 303 00 000 раздела/подраздела, по которому отражены доходы по соответствующей работе (услуге)

Возможное оформление Учетной политики учреждения:

-

разделы 2, 21 «Особенности ведения аналитического учета»

Первичные документы

Унифицированные формы, утвержденные приказом № 52н:

- Бухгалтерская справка (ф. 0504833);

- Извещение (ф. 0504805);

- Расчетно-платежная ведомость (ф. 0504401);

- Расчетная ведомость (ф. 0504402);

- Карточка-справка (ф. 0504417);

- Записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях (ф. 0504425).

 

Унифицированные формы, утвержденные приказом № 61н:

- Решение о списании задолженности, невостребованной кредиторами со счета_________ (ф. 0510437);

- Решение о восстановлении кредиторской задолженности (ф. 0510446).

 

Принятые в рамках Учетной политики учреждения, например:

- налоговые декларации;

- Справка-расчет;

- Регистры налогового учета;

- иные документы

Регистры учета

Регистры учета, утвержденные приказом № 52н:

- Карточка учета средств и расчетов (ф. 0504051);

- Многографная карточка (ф. 0504054);

- Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071);

- Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям (ф. 0504071);

- Журнал операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071);

- Журнал операций по прочим операциям (ф. 0504071);

- Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089);

- Оборотная ведомость (ф. 0504036)

Корреспонденция счетов

- Типовая, предусмотренная Инструкцией № 162н;

- Нетиповая, требующая согласования и утверждения в рамках Учетной политики учреждения

- Типовая, предусмотренная Инструкцией № 174н и Инструкцией № 183н;

- Нетиповая, требующая согласования и утверждения в рамках Учетной политики учреждения

Что касается начисления и перечисления налогов, сборов и страховых взносов, то следует обратить внимание на такие «обновленные» моменты, как:

- установление единых тарифов страховых взносов (ЕСТ) по всем видам обязательного страхования;

- внедрение механизма единого налогового платежа (ЕНП).

Именно эти нововведения потребовали «внедрения в жизнь» с 2023 года таких счетов, как:

- 303 14 «Расчеты по единому налоговому платежу»;

- 303 15 «Расчеты по единому страховому тарифу».

Счет 303 15 необходим для учета расчетов с налоговым органом, связанных с обязательствами по уплате страховых взносов. Напоминаем, что с 01 января 2023 года страховые взносы по ОПС, ОМС и ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством следует начислять единой суммой по единым страховым тарифам.

Однако их начисление по-прежнему осуществляется через кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 303 ХХ 731 «Расчеты по платежам в бюджеты».

Счет 303 14 необходим для учета сумм налогов, сборов, страховых взносов и других обязательных платежей, которые организация-плательщик бюджетной сферы переводит в доход бюджета в качестве ЕНП для исполнения своих обязательств.

ЕНП подлежит перечислению в срок не позднее 28-го числа месяца, в котором устанавливается срок уплаты соответствующих налогов и авансовых платежей.

Особые сроки уплаты установлены для НДФЛ п. 6 ст. 226 НК РФ. Как мы знаем, с 2023 года в срок не позднее 25-го числа месяца, в котором следует уплатить налог до представления налоговой декларации (расчета), необходимо уплатить страховые взносы. При этом в ФНС следует направить Уведомление для информирования о задолженности (начисленных суммах налогов, страховых взносов), которая исполняется учреждением путем перечисления ЕНП.

Корреспонденции счетов

Содержание операции

Дата проводки

Казенное учреждение

Бюджетное/автономное учреждение

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Страховые взносы, уплачиваемые в составе ЕНП

Начислены страховые взносы (в том числе ЕСТ) на выплату в пользу физических лиц

Последний день того месяца, за который начислены:

- заработная плата (иные выплаты в рамках трудовых отношений);

- вознаграждение по договору ГПХ

КРБ

(КВР ХХХ)

 

1 106 ХХ 3ХХ

1 401 20 2ХХ

1 109 Х0 2ХХ

1 110 Х0 2ХХ

1 401 60 213

КРБ

(КВР ХХХ)

 

1 303 15 731

1 303 02 731

1 303 07 731

1 303 10 731

ХХХХ 0000000000

ХХХ

 

0 106 ХХ 3ХХ

0 401 20 2ХХ

0 109 Х0 2ХХ

0 110 Х0 2ХХ

0 401 60 213

ХХХХ 0000000000

ХХХ

 

0 303 15 731

0 303 02 731

0 303 07 731

0 303 10 731

По страховым взносам приняты:

- бюджетные обязательства / обязательства учреждения;

- денежные обязательства

Последний день того месяца, за который начислены:

- заработная плата (иные выплаты в рамках трудовых отношений);

- вознаграждение по договору ГПХ

КРБ

(КВР ХХХ)

 

1 501 13 000

(1 501 13 ХХХ)

 

1 502 11 ХХХ

КРБ

(КВР ХХХ)

 

1 502 11 ХХХ

 

 

1 502 12 ХХХ

ХХХХ 0000000000

ХХХ

 

0 506 10 000

(0 506 10 ХХХ)

 

0 502 11 ХХХ

ХХХХ 0000000000

ХХХ

 

0 502 11 ХХХ

 

 

0 502 12 ХХХ

Перечислен ЕНП для исполнения обязанности по уплате страховых взносов

Дата Выписки, в которой отражено перечисление страхового взноса

КРБ

(КВР ХХХ)

 

1 303 14 831

КРБ

(КВР ХХХ)

 

1 304 05 ХХХ

ХХХХ 0000000000

ХХХ

 

0 303 14 831

0000 0000000000

000

 

0 201 11 610

(0 201 21 610 – для АУ)

Увеличение 18

(КВР ХХХ, КОСГУ ХХХ)

Произведен зачет ЕНП согласно данным, представленным ФНС, в отношении страховых взносов

Для зачета необходимо получить сведения из ФНС.

Закрепите порядок в Учетной политике

КРБ

(ХХХ)

 

1 303 15 831

1 303 02 831

1 303 07 831

1 303 10 831

КРБ

(КВР ХХХ)

 

1 303 14 731

ХХХХ 0000000000

ХХХ

 

0 303 15 831

0 303 02 831

0 303 07 831

0 303 10 831

ХХХХ 0000000000

ХХХ

 

0 303 14 731

НДФЛ, уплачиваемый в составе ЕНП

Приняты бюджетные обязательства / обязательства учреждения по уплате в том числе НДФЛ, начисленного на заработную плату, в сумме плановых назначений на выплату зарплаты по КВР 111, 121 (КОСГУ 211), утвержденных   на год (согласно плану ФХД, утвержденным и доведенным ЛБО).

Обязательства принимаются в общем объеме плановых назначений на ФОТ (в том числе НДФЛ)

Первый рабочий день отчетного финансового года.

 

Варианты:

1. Принимать обязательства только на текущий год согласно плановым назначениям.

2. Принимать обязательства на текущий финансовый год и на плановый период согласно утвержденным плановым назначениям

КРБ

(КВР 111, 121)

 

1 501 13 000

(1 501 13 211)

 

1 501 Х3 000

КРБ

(КВР 111, 121)

 

1 502 11 211

 

 

1 502 Х1 211

ХХХХ 0000000000

111

 

0 506 10 000

(0 506 10 211)

 

0 506 Х0 000

ХХХХ 0000000000

111

 

0 502 11 211

 

 

0 502 Х1 211

Приняты бюджетные обязательства / обязательства учреждения на выплату, облагаемую НДФЛ (включая сумму налога)

Дата возникновения обязательства в части иной выплаты (например, дата заключения договора ГПХ)

КРБ

(КВР ХХХ)

 

1 501 13 000

(1 501 13 ХХХ)

1 501 Х3 000

КРБ

(КВР ХХХ)

 

1 502 11 ХХХ

 

1 502 Х1 ХХХ

ХХХХ 0000000000

ХХХ

 

0 506 10 000

(0 506 10 ХХХ)

0 506 Х0 000

ХХХХ 0000000000

ХХХ

 

0 502 11 ХХХ

 

0 502 Х1 ХХХ

Принято денежное обязательство по НДФЛ, начисленному на выплату заработной платы, иной выплаты

Дата отражения в учете начислений по соответствующей выплате

КРБ

(КВР ХХХ)

 

1 502 11 ХХХ

1 502 21 ХХХ

КРБ

(КВР ХХХ)

 

1 502 12 ХХХ

1 502 22 ХХХ

ХХХХ 0000000000

ХХХ

 

0 502 11 ХХХ

0 502 21 ХХХ

ХХХХ 0000000000

ХХХ

 

0 502 12 ХХХ

0 502 22 ХХХ

Из выплаты в пользу физических лиц удержан НДФЛ

День фактической выплаты (для перечисления – дата Выписки, в которой отражено перечисление получателям, для выплаты наличными из кассы – дата РКО).

Примечание. При расчетах наличными из кассы в случае депонирования сумм, не полученных сотрудниками, сумма НДФЛ не удерживается до даты фактического получения средств работником

КРБ

(КВР ХХХ)

 

1 302 ХХ 837

КРБ

(КВР ХХХ)

 

1 303 01 731

ХХХХ 0000000000

ХХХ

 

0 302 ХХ 837

ХХХХ 0000000000

ХХХ

 

0 303 01 731

С лицевого счета учреждения (расчетного (банковского) счета автономного учреждения в кредитной организации) перечислен НДФЛ

Дата Выписки, в которой отражено перечисление налога.

Примечание. Дата уплаты зависит от периода, в котором произведена соответствующая выплата работнику

КРБ

(КВР ХХХ)

 

1 303 14 831

КРБ

(КВР ХХХ)

 

1 304 05 ХХХ

ХХХХ 0000000000

ХХХ

 

0 303 14 831

0000 0000000000

000

 

0 201 11 610

(0 201 21 610 – для АУ)

Увеличение 18

(КВР ХХХ, КОСГУ ХХХ)

Произведено распределение ЕНП согласно данным, представленным ФНС: отражен зачет в части исполнения обязанности по уплате НДФЛ с выплат, произведенных в соответствующем периоде

Дата списания средств ФНС – дата признания задолженности, исполненной согласно документу налогового органа о зачете ЕНП в счет уплаты НДФЛ

КРБ

(КВР ХХХ)

 

КРБ

1 303 01 831

КРБ

(КВР ХХХ)

 

КРБ

1 303 14 731

ХХХХ 0000000000

ХХХ

 

0 303 01 831

ХХХХ 0000000000

ХХХ

 

0 303 14 731

Имущественные налоги, НДС и прибыль, уплачиваемые в составе ЕНП

Начислен налог на имущество организаций

Устанавливается учетной политикой

КРБ

(КВР 851)

 

1 401 20 291

1 109 Х0 291

1 110 Х0 291

КРБ

(КВР 851)

 

1 303 12 731

ХХХХ 0000000000

851

 

0 401 20 291

0 109 Х0 291

0 110 Х0 291

ХХХХ 0000000000

851

 

0 303 12 731

Начислен земельный налог

Устанавливается учетной политикой

КРБ

(КВР 851)

 

1 401 20 291

1 109 Х0 291

1 110 Х0 291

КРБ

(КВР 851)

 

1 303 13 731

ХХХХ 0000000000

851

 

0 401 20 291

0 109 Х0 291

0 110 Х0 291

ХХХХ 0000000000

851

 

0 303 13 731

Начислен транспортный налог

Устанавливается учетной политикой

КРБ

(КВР 852)

 

1 401 20 291

1 109 Х0 291

1 110 Х0 291

КРБ

(КВР 852)

 

1 303 05 731

ХХХХ 0000000000

852

 

0 401 20 291

0 109 Х0 291

0 110 Х0 291

ХХХХ 0000000000

852

 

0 303 05 731

Приняты обязательства по имущественным налогам, подлежащим уплате в текущем году:

- бюджетные обязательства, обязательства учреждения;

- денежные обязательства

Дата отражения в учете начислений по соответствующему имущественному налогу

КРБ

(КВР 851, 852)

 

1 501 13 000

(1 501 13 291)

 

1 502 11 291

КРБ

(КВР 851, 852)

 

1 502 11 291

 

 

1 502 12 291

ХХХХ 0000000000

(851, 852)

 

0 506 10 000

(0 506 10 291)

 

0 502 11 291

ХХХХ 0000000000

(851, 852)

 

0 502 11 291

 

 

0 502 12 291

Приняты обязательства по имущественным налогам, подлежащим уплате в очередном году:

- бюджетные обязательства, обязательства учреждения;

- денежные обязательства

Дата отражения в учете начислений в текущем году по соответствующему имущественному налогу (подлежащему уплате за счет плановых назначений очередного года)

КРБ

(КВР 851, 852)

 

1 501 23 000

(1 501 23 291)

 

1 502 21 291

КРБ

(КВР 851, 852)

 

1 502 21 291

 

 

1 502 22 291

ХХХХ 0000000000

(851, 852)

 

0 506 20 000

(0 506 20 291)

 

0 502 21 291

ХХХХ 0000000000

(851, 852)

 

0 502 21 291

 

 

0 502 22 291

Начислен налог на прибыль

Устанавливается учетной политикой

КРБ

(КВР 852)

 

1 401 20 291

1 109 Х0 291

1 110 Х0 291

КРБ

(КВР 852)

 

1 303 03 731

ХХХХ 0000000000

180

 

2 401 10 189

ХХХХ 0000000000

180

 

2 303 03 731

Начислен НДС в части операций налогоплательщика (по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг)

Устанавливается учетной политикой

КРБ

(КВР 852)

 

1 401 20 291

1 109 Х0 291

1 110 Х0 291

КРБ

(КВР 852)

 

1 303 04 731

ХХХХ 0000000000

ХХХ

(где ХХХ – АнКВД, например, 120, 130, 440)

2 401 10 1ХХ

ХХХХ 0000000000

180

 

2 303 04 731

Приняты обязательства ПБС по налогу на прибыль и НДС:

- бюджетные обязательства;

- денежные обязательства

Дата отражения в учете начислений по соответствующему налогу

КРБ

(КВР 852)

 

1 501 Х3 000

(1 501 13 291)

 

1 502 Х1 291

КРБ

(КВР 852)

 

1 502 Х1 291

 

 

1 502 Х2 291

х

х

Начислен НДС в части операций исполнения обязанностей налогового агента

(обязательства на 500-х счетах дополнительно не принимаются, сумма НДС удерживается из соответствующей выплаты и включена в сумму таких обязательств)

Устанавливается учетной политикой (например, дата составления счета-фактуры согласно п. 3 ст. 168 НК РФ)

КРБ

(КВР 244)

 

1 302 ХХ 83Х

 

КРБ

(КВР 244)

 

1 303 04 731

ХХХХ 0000000000

244

 

0 302 ХХ 83Х

ХХХХ 0000000000

244

 

0 303 04 731

Перечислен ЕНП для исполнения обязанности по уплате налогов,

в том числе:

Платежи в разрезе учетных номеров денежных обязательств

 

 

В 2023 году все операции со средствами федеральных АУ осуществляются через лицевые счета, открытые в ТОФК

- налога на имущество и земельного налога

Дата Выписки, в которой отражено перечисление налога

КРБ

(КВР 851)

 

1 303 14 831

КРБ

(КВР 851)

 

1 304 05 291

ХХХХ 0000000000

851

 

0 303 14 831

0000 0000000000

000

 

0 201 11 610

(0 201 21 610 – для АУ)

Увеличение 18

(КВР 851,

КОСГУ 291)

- транспортного налога

Дата Выписки, в которой отражено перечисление налога

КРБ

(КВР 852)

 

1 303 14 831

КРБ

(КВР 852)

 

1 304 05 291

ХХХХ 0000000000

852

 

0 303 14 831

0000 0000000000

000

 

0 201 11 610

(0 201 21 610 – для АУ)

Увеличение 18

(КВР 852,

КОСГУ 291)

- налога на прибыль;

- НДС (в части операций налогоплательщика)

Дата Выписки, в которой отражено перечисление налога

КРБ

(КВР 852)

 

1 303 14 831

КРБ

(КВР 852)

 

1 304 05 291

ХХХХ 0000000000

180

 

2 303 14 831

0000 0000000000

000

 

2 201 11 610

(2 201 21 610 – для АУ)

Уменьшение 17 (АнКВД 180, КОСГУ 189)

- НДС как налоговым агентом

Дата Выписки, в которой отражено перечисление налога

КРБ

(КВР 244)

 

1 303 14 831

КРБ

(КВР 244)

 

1 304 05 2ХХ

ХХХХ 0000000000

244

 

0 303 14 831

0000 0000000000

000

 

0 201 11 610

(0 201 21 610 – для АУ)

Увеличение 18

(КВР 244,

КОСГУ 2ХХ)

Произведено распределение ЕНП согласно данным, представленным ФНС – отражен зачет в части исполнения обязанности по уплате налогов,

в том числе:

Для зачета необходимо получить сведения из ФНС.

Закрепите порядок в Учетной политике

 

 

 

 

- налога на имущество и земельного налога

 

КРБ

(КВР 851)

 

1 303 12 831

1 303 13 831

КРБ

(КВР 851)

 

1 303 14 731

ХХХХ 0000000000

851

 

0 303 12 831

0 303 13 831

ХХХХ 0000000000

851

 

0 303 14 731

- транспортного налога

 

КРБ

(КВР 852)

 

1 303 05 831

КРБ

(КВР 852)

 

1 303 14 731

ХХХХ 0000000000

852

 

0 303 05 831

ХХХХ 0000000000

852

 

0 303 14 731

- налога на прибыль;

- НДС (в части операций налогоплательщика)

 

КРБ

(КВР 852)

 

1 303 03 831

1 303 04 831

КРБ

(КВР 852)

 

1 303 14 731

ХХХХ 0000000000

180

 

2 303 03 831

2 303 04 831

ХХХХ 0000000000

180

 

2 303 14 731

- НДС как налоговым агентом

 

КРБ

(КВР 244)

 

1 303 04 831

КРБ

(КВР 244)

 

1 303 14 731

ХХХХ 0000000000

244

 

0 303 04 831

ХХХХ 0000000000

244

 

0 303 14 731

На основании уточненной налоговой декларации (расчета) отражена корректировка имущественного налога в сторону уменьшения по объективным причинам (не ошибка, новое обстоятельство)

Устанавливается учетной политикой

КРБ

(КВР 851)

 

1 303 12 831

1 303 13 831

 

(КВР 852)

1 303 05 831

 

КРБ

(КВР 851, 852)

 

1 401 20 291

1 109 Х0 291

1 110 Х0 291

ХХХХ 0000000000

851

 

0 303 12 831

0 303 13 831

 

ХХХХ 0000000000

852

0 303 05 831

ХХХХ 0000000000

(851, 852)

 

0 401 20 291

0 109 Х0 291

0 110 Х0 291

В случае уменьшения суммы имущественного налога за текущий год корректируются ранее принятые обязательства по имущественным налогам:

- бюджетные обязательства, обязательства учреждения;

- денежные обязательства

Дата отражения в учете корректировки начислений по соответствующему имущественному налогу

КРБ
(КВР 851, 852)

 

1 501 13 000
(1 501 13 291)

 

1 502 11 291

КРБ
(КВР 851, 852)

 

1 502 11 291

 

 

1 502 12 291

ХХХХ 0000000000
(851, 852)

 

0 506 10 000
(0 506 10 291)

 

0 502 11 291

ХХХХ 0000000000
(851, 852)

 

0 502 11 291

 

 

0 502 12 291

«Красное сторно»

«Красное сторно»

Сам процесс перечисления платежей, которые оплачиваются отдельно от ЕНП и не учитываются на ЕСН, отображается в бухгалтерском учете без использования счета 303 14 по дебету соответствующего счета 303 00 «Расчеты по платежам в бюджеты».

Приведем пример: уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование от НСП и ПЗ, перечисляемых напрямую в Социальный фонд России и не входящих в состав ЕНП (п. 3 ст. 2 НК РФ, п. 1.1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ), отражается без применения счета 303 14. Так, правила исчисления и уплаты страховых взносов, установленные гл. 34 НК РФ, не распространяются на порядок их исчисления и уплаты. Этот вид обязательного страхования по-прежнему регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Налоги на имущество, НДС и налог на прибыль

Для определения объекта учета – налоговых обязательств требуется выполнение следующих обязательных условий:

- определение стоимостной величины налогового обязательства, которое возникает по факту завершения квартала по налоговым обязательствам;

- определение налоговой базы на отчетную дату.

В учетной политике необходимо установить следующее:

- порядок признания обязательств по уплате налога на имущество организаций, земельного налога и других налогов в бюджеты бюджетной системы РФ;

- установить первичный учетный документ в составе этого порядка, на основании которого начисляются указанные налоги и признаются расходы или уменьшаются доходы для формирования финансового результата.

Возможны следующие варианты принятия обязательств в части задолженности по уплате налоговых платежей, начисленной по итогам налогового периода:

Варианты принятия обязательств

Пояснение

Пример

Вариант 1. Принятие обязательства (задолженности) датой формирования налоговой декларации (расчета), Справки-расчета в очередном отчетном периоде

Исходя из правил отражения в учете денежных обязательств по налоговым платежам, операции по принятию обязательств по уплате налогов в бюджет не могут быть отражены позже дня исполнения денежных обязательств, т. е. дня перечисления средств в бюджет

Налог на прибыль.

 

Срок уплаты налога по итогам года – 28 марта очередного года, а декларация составлена 29 января

Вариант 2. Принятие обязательства (задолженности) последним днем отчетного (налогового) периода

Это возможно в случае отнесения факта расчета суммы налога за отчетный период к существенному событию после отчетной даты, подтверждающему условия деятельности при условии, что выбранный документ-основание формируется именно в период между отчетной датой и датой подписания отчетности (п. 7, 8 Стандарта «События после отчетной даты»).

В частности, для организаций бюджетной сферы и учредителей/ГРБС информация о сумме имущественных налогов, подлежащих уплате в определенном финансовом году, может признаваться существенной – показатель оказывает влияние на решение учредителя, например, о размере предоставляемой субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания

В учетной политике учреждения закреплена дата формирования налоговой декларации в учреждении или Справки-расчета до момента подписания (представления) годовой бухгалтерской отчетности учреждения.

Это будет определяющим моментом для отражения начисления имущественных налогов, налога на прибыль организаций и НДС в качестве существенного события после отчетной даты, подтверждающего условия деятельности

Учреждение имеет право внести изменения в свою учетную политику в отношении начислений для каждого налога отдельно. При выборе определенного варианта учетной политики учреждение должно учитывать наличие достаточной информации для расчета налога до заключительной даты представления отчетности.

Важно понимание порядка доведения ЛБО на очередной год для казенных учреждений. В случае если ЛБО на очередной год не доводятся до конца отчетного года, то принимать в текущем году налоговые обязательства к исполнению в следующем году при отсутствии ЛБО на следующий год получатель бюджетных средств не имеет права (ст. 162 БК РФ, ст. 15.15.10 КоАП РФ). Выбор, закрепленный в учетной политике, необходимо применять последовательно из года в год, что позволит соблюсти принцип равномерности признания доходов и расходов и допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни (п. 16 Стандарта «Концептуальные основы...»).

Для казенных учреждений важным является процесс представления Справки-расчета на следующий год. Если Справка-расчет на следующий год не представлена до конца текущего отчетного года, то получатель бюджетных средств не имеет права принимать налоговые обязательства на исполнение в следующем году.

Предположим, что задолженность включается учреждением в СПОД и отражается в последний день отчетного года. В таком случае конечное сальдо налогов по итогам года в ЕНС не будет соответствовать данным бухгалтерского учета учреждения-налогоплательщика.

Даже если налоговые обязательства отражаются в учете на основании Справки-расчета, полученная сумма налога не является приблизительной, так как Налоговым кодексом РФ предусмотрен точный способ расчета налогов. Кроме того, налоговое законодательство прямо устанавливает предельную дату уплаты конкретного налога в бюджет, что определяет финансовый период исполнения обязательств. Таким образом, для налоговых обязательств не выполняются критерии признания резервов и отложенных задолженностей.

Порядок применения КБК при отражении начисления и уплаты налоговых обязательств:

Налог

КВР/АнКВД

КОСГУ

Основание

Налог на имущество организаций

Земельный налог

КВР 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога»

Подстатья 291 «Налоги, пошлины и сборы»

Пункт 53.8.6.1 Порядка № 82н;

п. 10.9.1 Порядка № 209н

Транспортный налог

КВР 852 «Уплата прочих налогов, сборов»

Подстатья 291 «Налоги, пошлины и сборы»

Пункт 53.8.6.2 Порядка № 82н;

п. 10.9.1 Порядка № 209н

Для АУ/БУ:

- начисление (уплата) налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения;

- уплата НДС;

- начисление (уплата) налога на прибыль организаций

Статья 180 «Прочие доходы» АнКВД

Подстатья 189 «Иные доходы»

Пункт 12.1.7 Порядка № 82н, п. 9 Порядка № 209н, письма Минфина России от 08.10.2020 № 02-08-05/89014, от 11.11.2020 № 02-04-10/98240

Для АУ/БУ:

- начисление НДС

В уменьшение соответствующего дохода.

Например, по статьям 120 «Доходы от собственности» АнКВД, 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» АнКВД

В уменьшение соответствующего дохода.

Например, по подстатьям 121 «Доходы от операционной аренды», 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»

Письма Минфина России от 13.11.2020 № 02-08-05/99025, от 19.07.2019 № 02-08-10/54149

Для КУ (ПБС):

- налог на прибыль;

- НДС

КВР 852 «Уплата прочих налогов, сборов»

Подстатья 291 «Налоги, пошлины и сборы»

Пункт 53.8.6.2 Порядка № 82н;

п. 10.9.1 Порядка № 209н

Уплата в бюджет организацией бюджетной сферы – налоговым агентом НДС в соответствии со ст. 161 НК РФ

КВР, по которому отражаются операции по приобретению товаров (работ, услуг)

Подстатья КОСГУ, по которой отражаются операции по приобретению товаров (работ, услуг)

См. письма Минфина России от 01.10.2019 № 02-05-10/7544, от 10.03.2016 № 02-05-12/13236

При уплате налогов «бюджетникам» может потребоваться выбор источника финансирования. Учреждения могут оказывать работы и услуги безвозмездно. В то время как «казёнки» не обязаны уплачивать НДС при выполнении любых работ/услуг. У бюджетных и автономных учреждений такое исключение не действует.

Как следует из пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе и на безвозмездной основе. Реализация товаров (работ, услуг) – это есть передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе.

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ (п. 2 ст. 154 НК РФ). То есть передающая сторона должна начислить НДС с рыночной цены передаваемых бесплатно товаров, оказанных безвозмездно работ, услуг.

В соответствии с п. 131 Инструкции № 174н и п. 159 Инструкции № 183н для бюджетных и автономных учреждений существует два способа отражения начисленного НДС в учете:

- с использованием кредита счета 2 303 04 731 и дебета соответствующих счетов аналитического учета счета 2 401 10 100 «Доходы экономического субъекта»;

- с использованием кредита счета 2 303 04 731 и дебета соответствующих счетов аналитического учета счета 2 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».

Согласно п. 53 Инструкции № 33н установлено, что при формировании показателей в Отчете о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) доходы учреждения отражаются за минусом начисленных за счет этого дохода сумм НДС.

Пунктом 9 Порядка № 209н установлено, что операции по начислению налогоплательщиками (бюджетными и автономными учреждениями) НДС по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах НДС, отражаются по подстатьям КОСГУ, относящимся к доходам, по которым отражены доходы текущего финансового периода с учетом НДС. А вот при безвозмездной передаче имущества, выполнении работ, оказании услуг на безвозмездной основе в бухгалтерском учете учреждения доходы не возникают, и непосредственного источника начисления НДС в учете в такой ситуации нет.

Однако при формировании Отчета о ФРДУ (ф. 0503721), в соответствии с п. 53 Инструкции № 33н, доходы учреждения должны отражаться с учетом удержанных сумм НДС. Согласно п. 9 Порядка № 209н операции по начислению НДС на доходы от продаж, выполнения работ и оказания услуг, налогооблагаемые в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, отражаются по подстатьям КОСГУ, связанным с доходами за текущий финансовый период, с учетом НДС. Однако при безвозмездной передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг на безвозмездной основе доходы в бухгалтерском учете учреждения не возникают, и нет определенного источника начисления НДС в таких ситуациях.

Особенности использования аналитического счета 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»

В случае если Инструкцией № 157н не предусмотрена возможность учета расчетов по налогам и другим платежам в бюджет через специальный аналитический счет, такие расчеты необходимо отражать на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

Такая схема подлежит применению при учете расчетов по начислению и уплате:

- транспортного налога;

- налога на добычу полезных ископаемых;

- водного налога;

- сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- налоговых платежей, уплачиваемых в связи с применением специальных налоговых режимов (в том числе УСН);

- государственной пошлины;

- административных штрафов;

- платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- акцизов.

Если налоги и прочие платежи, учитываемые на счете 303 05, вносятся в бюджет в составе ЕНП, их перечисление должно отражаться с использованием счета 303 14 «Расчеты по единому налоговому платежу». В этом случае осуществляется зачет этих платежей при распределении ЕНП в соответствии с данными, предоставленными ФНС.

Если же налоги и прочие платежи не учтены на счете 303 14, то они перечисляются сразу на счет 303 05. К примеру, штрафы, выплачиваемые в Роспотребнадзор, или платежи за негативное воздействие на окружающую среду перечисляются соответствующим органам исполнительной власти или местному самоуправлению при совершении юридически значимых действий в соответствии с законодательством РФ.

Кроме того, с использованием счета 303 05:

1. Казенные учреждения и органы власти ведут учет следующих операций:

- поступление бюджетных средств для погашения дебиторской задолженности прошлых лет и компенсации ущерба от хищений и(или) недостач средств;

- расчеты по доходам бюджета с администраторами доходов бюджета, осуществляющими определенные полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет;

- расчеты между администраторами доходов бюджета, осуществляющими определенные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администраторами доходов бюджета.

2. Бюджетные и автономные учреждения отражают следующие операции:

- возврат неиспользованного остатка субсидий на другие цели;

- возврат субсидий на осуществление капитальных вложений в случае невыполнения целевых показателей (при невыполнении условия передачи активов), а также в случае нарушений порядка использования предоставленных субсидий по результатам финансового контроля (п. 133, 158 Инструкции № 174н, п. 161, 180, 186 Инструкции № 183н).

Отражение в учете штрафов и пеней, подлежащих уплате в бюджет

Штрафы, пени и другие санкции учитываются организациями бюджетной сферы на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Однако для соблюдения методологии бухгалтерского учета возможно использование дополнительных аналитических счетов учета расчетов по соответствующим налогам/взносам (например, 303 01, 303 02, 303 03), на которые может быть произведен зачет пеней (штрафов) по налогам/взносам. Подробности выбранного варианта следует указать в учетной политике.

При выборе КФО для уплаты штрафов и пеней организациями бюджетной и автономной сферы рекомендуется учитывать следующие рекомендации:

1. Преимущественно осуществлять оплату за счет КФО 2 – средств, полученных от приносящей доход деятельности.

2. Использование средств субсидии на выполнение задания (КФО 4) допустимо, но может рассматриваться как неэффективное использование средств, поэтому требуется контроль.

3. Если тарифным соглашением в сфере ОМС предусмотрено включение пеней и штрафов в структуру тарифа, то допустимо использование средств по КФО 7, но необходимо соблюсти соответствие оснований начисления пеней и штрафов.

Порядок применения кодов бюджетной классификации при начислении и уплате пеней и штрафов приведен в таблице:

 

 

 

КВР

853 «Уплата прочих налогов, сборов»

При добровольной оплате

Пункт 53.8.5.3 Порядка № 82н

831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда»

При выплате по судебному решению

Пункт 53.8.3.1 Порядка № 82н

 

Подстатья 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах» КОСГУ

- Штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сборов и страховых взносов;

- штрафы, пени за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах;

- штрафы, пени за нарушение законодательства РФ о страховых взносах;

- пени за несвоевременное внесение платы за пользование водными объектами;

- штраф за непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета

Пункт 10.9.2 Порядка № 209н

(см. также Информацию Минфина России от 13.05.2019, п. 2.6.2 письма Минфина России от 11.12.2020 № 02-08-10/109210)

 

 

 

 

 

КОСГУ

Подстатья 293 «Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»

Административные штрафы по закупкам, уплачиваемые в бюджет юрлицом согласно КоАП РФ

Пункт 10.9.3 Порядка № 209н

 

Подстатья 295 «Другие экономические санкции» КОСГУ

- Административные штрафы иные, уплачиваемые в бюджет юрлицом согласно КоАП РФ, например, штрафы ГИБДД, штрафы Госинспекции труда, штрафы Росздравнадзора и Роспотребнадзора;

- штраф за несвоевременное представление персонифицированных сведений о физических лицах (до 01 января 2023 года – за несвоевременное представление формы СЗВ-М);

- возврат в бюджет ТФОМС использованных не по целевому назначению средств ОМС;

- другие санкции, уплачиваемые в бюджеты, например, возврат в бюджет ТФОМС использованных не по целевому назначению средств ОМС; возмещение СФР излишне понесенных им расходов в результате недостоверности данных, представленных учреждением как страхователем

Пункт 10.9.5 Порядка № 209н

(см. также п. 2.6.2 письма Минфина России от 11.12.2020 № 02-08-10/109210)

Следует отметить, что штрафы могут быть внесены в состав ЕНП. Когда организация в бюджетной сфере перечисляет такие суммы в доходы бюджета, они отражаются с использованием счета 303 14 «Расчеты по ЕНП»:

Корреспонденции счетов

№ п/п

Казенное учреждение

Бюджетное (автономное) учреждение

Содержание операции

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

 

Штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сборов и страховых взносов, за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах, страховых взносах

1

КРБ

(КВР 853)

 

1 401 20 292

или

КРБ

1 401 60 292

КРБ

(КВР 853)

 

 1 303 ХХ 731

или

КРБ

1 303 05 731

ХХХХ 0000000000

853

 

0 401 20 292

или

0 401 60 292

ХХХХ 0000000000

853

 

0 303 ХХ 731

или

0 303 05 731

Начисление

2

КРБ

(КВР 853)

 

1 303 14 831

КРБ

(КВР 853)

 

1 304 05 292

ХХХХ 0000000000

853

 

0 303 14 831

0000 0000000000

000

 

0 201 11 610

увеличение счета 18 (КВР 853; КОСГУ 292)

Уплата

3

КРБ

(КВР 853)

 

 1 303 ХХ 731

или

КРБ

1 303 05 831

КРБ

(КВР 853)

 

1 303 14 731

ХХХХ 0000000000

853

 

0 303 ХХ 831

или

0 303 05 831

ХХХХ 0000000000

853

 

0 303 14 731

Зачет

 

 

Административные штрафы в области закупок, уплачиваемые в бюджет согласно КоАП РФ

4

КРБ

(КВР 853)

 

1 401 20 293

или

1 401 60 293

КРБ

(КВР 853)

 

1 303 05 731

ХХХХ 0000000000

853

 

0 401 20 293

или

0 401 60 293

ХХХХ 0000000000

853

 

0 303 05 731

Начисление

5

КРБ

(КВР 853)

 

1 303 05 831

КРБ

(КВР 853)

 

1 304 05 293

ХХХХ 0000000000

853

 

0 303 05 831

0000 0000000000

000

 

0 201 11 610

увеличение счета 18 (КВР 853; КОСГУ 293)

Уплата

Административные штрафы за правонарушения в финансово-бюджетной сфере и иные

6

КРБ

(КВР 853)

 

1 401 20 295

или

КРБ

1 401 60 295

КРБ

(КВР 853)

 

1 303 05 731

ХХХХ 0000000000

853

 

0 401 20 295

или

0 401 60 295

ХХХХ 0000000000

853

 

0 303 05 731

Начисление

7

КРБ

(КВР 853)

 

1 303 05 831

КРБ

(КВР 853)

 

1 304 05 295

ХХХХ 0000000000

853

 

0 303 05 831

0000 0000000000

000

 

0 201 11 610

увеличение счета 18 (КВР 853; КОСГУ 295)

Уплата

На КБК 182 1 16 05160 01 0002 140, состоящий в перечне КБК по налогам, сборам и страховым взносам, входящим в состав ЕНП, перечисляются штрафы за несдачу налоговой декларации. Этот КБК включен в список КБК по налогам, сборам и страховым взносам, составляющим ЕНП. Следовательно, в учете это перечисление будет отражено с использованием счета 303 14 «Расчеты по единому налоговому платежу».

При принятии решения об уплате и последующем учете конкретного платежа, управляемого налоговыми органами, необходимо оценить положения НК РФ, чтобы определить, является ли данный платеж частью ЕНП, а также воспользоваться Информацией ФК от 11.01.2023, узнав, должен ли он быть уплачен в рамках ЕНП или нет.

Особенности учета государственной пошлины

Как следует из п. 10 ст. 13 НК РФ, государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам. Основания для взимания госпошлины, ее размеры и сроки уплаты регулируются гл. 25.3 НК РФ. Хозяйственные операции по начислению и уплате госпошлины необходимо рассматривать как расчеты с бюджетом и отражать их следующим образом:

- по счету 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;

- по коду видов расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов» (п. 53.8.5.2 Порядка № 82н);

- с отнесением на расходы учреждений по подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ (п. 10.9.1 Порядка № 209н).

Примеры госпошлин и сборов:

- госпошлина за удостоверение доверенности;

- госпошлина для получения лицензии на перевозку пассажиров;

- госпошлина за регистрацию транспортного средства;

- госпошлины за совершение юридически значимых действий, которые связаны с программой для ЭВМ, базой данных и топологией интегральной микросхемы;

- сбор (госпошлина) за проведение технического осмотра в органах Гостехнадзора самоходных машин и других видов техники (например, прицепы, предназначенные для перевозки грузов).

Важно различать госпошлины, установленные НК РФ, и патентные и другие пошлины, которые уплачиваются в связи с осуществлением юридически значимых действий в отношении объектов интеллектуальной собственности, включая пошлины за регистрацию товарного знака. Расходы по уплате патентных и других пошлин относятся на счет 853 «Уплата иных платежей» в связке с подстатьей 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ.

Уплата госпошлины может быть отражена в составе ЕНП. В этом случае уплата будет отражена с использованием счета 303 14 «Расчеты по единому налоговому платежу» с последующим зачетом ЕНП в счет госпошлины.

Корреспонденции счетов

п/п

Казенное учреждение

Бюджетное (автономное) учреждение

Содержание операции

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

 

Государственные пошлины, уплачиваемые не в составе ЕНП

1

КРБ

(КВР 852)

 

1 401 20 291

1 109 Х0 291

1 106 ХХ 291

1 110 Х0 291

КРБ

(КВР 852)

 

1 303 05 731

ХХХХ 0000000000

852

 

0 401 20 291

0 109 Х0 291

0 106 ХХ 291

0 110 Х0 291

ХХХХ 0000000000

852

 

0 303 05 731

Начисление

2

КРБ

(КВР 852)

 

1 303 05 831

КРБ

(КВР 852)

 

1 304 05 291

ХХХХ 0000000000

852

 

0 303 05 831

0000 0000000000

000

 

0 201 11 610

(0 201 21 610 – для АУ)

забалансовый счет 18

(КВР 852, КОСГУ 291)

Уплата

Государственные пошлины, уплачиваемые в составе ЕНП

3

КРБ

(КВР 852)

 

1 401 20 291

1 109 Х0 291

1 106 ХХ 291

1 110 Х0 291

КРБ

(КВР 852)

 

1 303 05 731

ХХХХ 0000000000

852

 

0 401 20 291

0 109 Х0 291

0 106 ХХ 291

0 110 Х0 291

ХХХХ 0000000000

852

 

0 303 05 731

Начисление

4

КРБ

(КВР 852)

 

1 303 14 831

КРБ

(КВР 852)

 

1 304 05 291

ХХХХ 0000000000

852

 

0 303 14 831

0000 0000000000

000

 

0 201 11 610

(0 201 21 610 – для АУ)

забалансовый счет 18

(КВР 852, КОСГУ 291)

Уплата

5

КРБ

(КВР 852)

 

1 303 05 831

КРБ

(КВР 852)

 

1 303 14 731

ХХХХ 0000000000

852

 

0 303 05 831

ХХХХ 0000000000

852

 

0 303 14 731

Зачет

 

 

Признание расходов по уплате госпошлины должно осуществляться в том отчетном периоде, когда происходит событие, приводящее к возникновению такого обязательства, независимо от фактического выбытия денежных средств, при расчетах, связанных с этой операцией. Так как конкретная дата возникновения обязательства по уплате госпошлины не установлена законодательно, правила ее определения следует указывать в учетной политике организации. Необходимо заметить, что возврат или частичный возврат госпошлины учреждению не рассматривается как операция по возврату дебиторской задолженности. В организациях бюджетной сферы эти платежи определяются как доходы от компенсации затрат (согласно п. 86 Инструкции № 162н, п. 109 Инструкции № 174н, п. 112 Инструкции № 183н) с отражением по дебету счета 209 34 «Расчеты по компенсации затрат» по коду вида дохода 130 «Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат» (согласно п. 12.1.3 Порядка № 82н) с указанием подстатьи 134 «Доходы от компенсации затрат» по КОСГУ (согласно п. 9.3.4 Порядка № 209н):

- для казенных учреждений: Дебет КДБ 1 209 34 561 Кредит КДБ 1 401 10 134;

- для бюджетных (автономных) учреждений: Дебет 0 209 34 561 Кредит 0 401 10 134.

Если учреждение является ответчиком и суд определяет его ответственность за возмещение судебных издержек истцу, включая госпошлину, то такие платежи являются расходами учреждения с отражением по коду вида расхода 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» (согласно п. 53.8.3.1 Порядка № 82н) в связке с подстатьей 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам» по КОСГУ:

- для казенных учреждений: Дебет КРБ 1 401 20 296 (1 401 20 297) Кредит КРБ 1 302 96 737 (КРБ 1 302 97 73Х);

- для бюджетных учреждений: Дебет 0 401 20 296 (0 401 20 297) Кредит 0 302 96 737 (0 302 97 73Х).