Заказчиком был объявлен совместный конкурс на поставку молока. Единая комиссия отклонила заявку одного из участников совместного конкурса, указав на ее несоответствие дополнительным требованиям конкурса, указанным в конкурсной документации, согласно позиции 6 приложения № 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг, которые по причине их технологической и(или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (в редакции от 21.03.2019, действующей на момент проведения торгов) (далее – постановление № 99).

Участник закупки, не согласившись с мнением заказчика, обратился в арбитражный суд. Решением суда первой инстанции процедура определения контрагента была признана недействительной. Арбитражный апелляционный суд оставил данное решение без изменения. Суды указали, что заявка истца соответствовала требованиям, предусмотренным позицией 6 приложения № 2 к постановлению № 99, поскольку указанные положения были сформулированы применительно к обычным закупкам, а не совместным.

Арбитражный суд округа встал на сторону заказчика, указав, что Закон № 44-ФЗ и постановление № 99 не содержат в себе указание на неприменение дополнительных требований к участникам при проведении совместных закупок. Таким образом, вывод о неправомерности применения единой закупочной комиссией указанных требований не соответствует положениям указанных нормативных правовых актов. ВС РФ поддержал позицию арбитражного суда округа, отказав в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ (Определение ВС РФ от 17 августа 2020 г. № 302-ЭС20-10438).