Федеральное законодательство устанавливает обязанность тестирования работников на коронавирус только для медицинских организаций и учреждений постоянного пребывания (пп. 1.5 п. 1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 № 9). Вместе с тем обязательное проведение организациями такого тестирования предусматривается региональными законодательными актами.
Так, например, на основании п.п. 2.4, 2.5 Указа мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ организациям и ИП следует обеспечить в период с 12 мая 2020 г. по 31 мая 2020 г. проведение исследований на предмет наличия новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в организациях, допущенных к проведению таких исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации, в отношении не менее 10 % работников. Также необходимо обеспечить в период с 01 июня 2020 г. в течение каждых 15 календарных дней проведение указанных в п. 2.4 настоящих требований исследований в отношении не менее 10 % работников.
К сожалению, нам не удалось найти аналогичного акта, действующего на территории Республики Крым.
В свою очередь, мы полагаем, что если в организации будет издан приказ, обязывающий работников в рамках мер по профилактике коронавирусной инфекции пройти тестирование на коронавирус, то это может свидетельствовать о том, что такое исследование произведено прежде всего в интересах организации. Подобные выводы в ряде ситуаций (не касающихся коронавирусной инфекции) представлены, в частности, в письмах Минфина России от 11.01.2018 № 03-04-06/570, от 14.11.2017 № 03-04-05/74954, от 31.10.2017 № 03-04-06/71534 (п. 1), от 10.05.2017 № 03-04-05/28179.
Однако работник, по нашему мнению, может отказаться от такого тестирования. Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство. Без такого согласия обслуживание пациента не допускается. Исключения из этого правила исчерпывающим образом перечислены в ч. 9 ст. 20 Закона № 323-ФЗ, где в числе прочих поименованы лица, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (п. 2 ч. 9 ст. 20 Закона № 323-ФЗ). При этом ч. 2 ст. 27 Закона № 323-ФЗ прямо возлагает на граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязанность по прохождению медицинского обследования и лечения и профилактике этих заболеваний.
Исходя из буквального содержания приведенных норм, речь идет о гражданах, в отношении которых официально установлен диагноз о наличии у них опасных для окружающих заболеваний. Только в отношении таких граждан возникает право (не обязанность) принудительного осуществления медицинского вмешательства. Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина в таком случае принимается консилиумом врачей, а в случае если собрать консилиум невозможно, – непосредственно лечащим (дежурным) врачом либо судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством РФ (решение Североморского районного суда Мурманской области от 04 июня 2019 г. по делу № 2-842/2019).
На этом основании полагаем, что тестирование на предмет наличия коронавирусной инфекции при отсутствии показаний к этому возможно только на добровольной основе. Понуждение к совершению подобных действий при отсутствии симптомов заболевания, на наш взгляд, недопустимо.
Как следует из положений п. 2 ст. 50, п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Таким образом, по нашему мнению, администрация сельского поселения вправе провести тестирование сотрудников администрации на основании принятого распорядительного акта. При этом, как уже говорилось выше, проведение такого тестирования осуществляется работниками на добровольной основе.
Что касается вопроса применения раздела / подраздела для оплаты подобных расходов, то, по нашему мнению, такие расходы следует относить на подраздел 0104 «Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций».
К сведению: оплаченная работодателем для работников стоимость проведения исследований на предмет наличия новой коронавирусной инфекции 2019-nCoV в организациях, допущенных к проведению таких исследований в соответствии с законодательством РФ, необходимость проведения которых обусловлена обеспечением нормальных / безопасных условий труда работников, не может быть признана экономической выгодой налогоплательщиков. Соответственно, доходов, подлежащих обложению НДФЛ, в таком случае не возникает (письмо Минфина России от 25.06.2020 № 03-03-07/54757).