Учреждение было привлечено к ответственности за неуплату страховых взносов в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ.
Основанием для привлечения учреждения к налоговой ответственности послужил вывод налогового органа о занижении им облагаемой базы ввиду исключения из нее сумм, выплаченных учреждением своим работникам в возмещение стоимости проведенных ими медицинских осмотров.
Как указано судом, в соответствии со ст. 69 ТК РФ обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных этим Кодексом и иными федеральными законами.
При этом в силу ст. 212 ТК РФ работодатель обязан организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Суд указал, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда (вознаграждением за труд), то есть связанные с выполнением работником трудовой функции и зависящие от результатов его труда.
Компенсационные выплаты работникам на обязательные медосмотры не являются их экономической выгодой, поэтому не облагаются взносами.
Также указано, что правовая позиция, изложенная в определении Верховного суда РФ от 27.05.2016 № 309-КГ16-4485, принятом при рассмотрении сходных правоотношений, но сформированная исходя из норм ранее действовавшего Закона № 212-ФЗ, применима и сейчас, поскольку с изменением нормативного регулирования объект обложения страховыми взносами не изменился (постановление АС Уральского округа от 18.12.2019 № Ф09-8600/19).