Из буквального толкования Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. № 424) в реестр муниципального имущества включается любое движимое имущество. При этом, по нашему мнению, орган местного самоуправления вправе установить некий стоимостный критерий движимого имущества, подлежащего включению в Реестр. Соответственно имущество, не превышающее установленную стоимость, не будет подлежать включению в Реестр, и наоборот.
Обоснование вывода:
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам и подлежащем учету в реестрах, установлены Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. № 424).
Согласно Порядку объектами учета в реестрах являются, в том числе, находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральным законом от 03 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан: обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра; обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой тайны; осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров (п. 3 Порядка).
Исходя из буквального толкования любое движимое имущество включается в реестр муниципального имущества. Тем не менее на практике встречаются муниципальные правовые акты, которыми предусмотрены стоимостные критерии объектов, включаемых в реестр муниципального имущества. Например, решением Евпаторийского городского совета от 24.08.2018 № 1-78/7 объектами учета в реестре являются, в том числе, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество, стоимость которого превышает 100 000 руб. (сто тысяч рублей).
Получается, что подобный вопрос должен быть решен на уровне муниципального образования, соответствующим муниципальным правовым актом. Однако стоит отметить, что, учитывая положения ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, прокуратура нередко оспаривает факт принятия подобных муниципальных правовых актов. Чтобы избежать споров с прокуратурой по вопросам компетенции, рекомендуем не принимать Порядок ведения реестра в целом (он действительно уже урегулирован приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. № 424), а принять муниципальный акт в части установления стоимостного критерия имущества, подлежащего включению в реестр муниципального имущества, например, решение Совета депутатов городского округа Лобня Московской области от 19 апреля 2012 г. № 105/6 «Об установлении стоимости не относящегося к недвижимости имущества, включаемого в Реестр муниципального имущества». Данным документом установлена стоимость движимого имущества либо иного не относящегося к недвижимости имущества, включаемого в Реестр муниципального имущества города Лобня – свыше 50 тыс. рублей (за единицу). В остальном муниципальное образование руководствуется Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 августа 2011 г. № 424.