Указанная в вопросе информация может быть использована заказчиком при обосновании цены.
Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что ни Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), ни какой-либо иной нормативный акт, принятый в сфере контрактной системы, не предусматривают обязанности обосновывать начальную (максимальную) цену контракта (договора), заключаемого на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Более того, в ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного ч. 3 этой же статьи, не требуется. В ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ говорится о том, что в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Положения настоящей части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные п.п. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19–21, 24–26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47–48 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Исходя из указанного при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ контракт не должен содержать расчет и обоснование цены контракта.
Однако на практике вышестоящие органы часто требуют перед заключением контракта по названному основанию проводить анализ коммерческих предложений. По их мнению, подобная подготовительная работа способствует экономии бюджетных средств. Кроме того, в некоторых регионах органы власти субъекта РФ (органы местного самоуправления) вводят обязанность в отношении муниципальных заказчиков осуществлять закупки малого объема (в том числе по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) посредством электронных магазинов. Такое право предоставлено органам власти субъекта РФ (органам местного самоуправления) ч. 7 ст. 4 Закона № 44-ФЗ. Порядок осуществления подобных закупок также может требовать от заказчика обоснование и расчет начальной (максимальной) цены контракта. Напомним, на территории города Ялта Республики Крым действует постановление администрации г. Ялта Республики Крым от 25 декабря 2017 г. № 4293-п «Об утверждении Порядка работы модуля «Закупки малого объема» для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым».
Итак, если обязанность по обоснованию НМЦК в отношении заказчика установлена вышестоящим органом, то в вопросах обоснования необходимо руководствоваться положениями ст. 22 Закона № 44-ФЗ, согласно которой цена контракта, заключаемого с единственным контрагентом, определяется и обосновывается заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, перечисленных в этой статье, в случаях, предусмотренных этим Законом.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных ч.ч. 7–11 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ.
В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе. При этом к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относится и информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами (ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).
Под публичной офертой в ГК РФ понимается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ). По смыслу приведенных норм отличительным признаком публичной оферты является то, что она обращена к неопределенному кругу лиц. Поэтому адресованное конкретному лицу (нескольким конкретным лицам) письмо в принципе не может рассматриваться как публичная оферта, а только как обычная оферта (п. 1 ст. 435 ГК РФ). Требования же о необходимости скрепления предложения заключить договор (независимо от того, является такое предложение обычной или публичной офертой) печатью закон не содержит. Более того, в ряде случаев, например применительно к рекламе, которая также может рассматриваться в качестве публичной оферты (п. 1 ст. 437, п. 1 ст. 494 ГК РФ), такое требование не могло бы быть выполнено в принципе.
Соответственно, содержащая все существенные условия договора информация, содержащаяся в рекламе или предложениях, размещенных на сайтах производителей (продавцов) товаров, является публичной офертой (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 июня 2014 г. № 13АП-8775/14, постановление ФАС Московского округа от 09 апреля 2013 г. № Ф05-2047/13 по делу № А40-79495/2012, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2014 г. № 20АП-4278/14) и может использоваться заказчиком в целях обоснования НМЦК с использованием метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Фиксировать информацию о ценах товаров, работ, услуг в этом случае заказчик вправе с помощью снимков экрана («скриншотов»), содержащих изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования (п. 2.1 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 № 567).
Таким образом, заказчик вправе использовать при обосновании цены «скриншоты», содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования.