Согласно п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ доходы, не превышающие 4000 руб., полученные по каждому из перечисленных в ней оснований за налоговый период, в частности:
- стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или ИП. Подарки могут быть и в денежной форме (письмо Минфина России от 01.02.2016 № 03-04-05/4381). Однако поскольку в рассматриваемой ситуации речь идет именно о выплате материальной помощи, эту норму применить не удастся;
- суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту. Поскольку в данном случае не идет речь о работниках, освободить от обложения сумму 4000 руб. по этому основанию также не получится.
Как мы полагаем, перечня сложных жизненных ситуаций, неблагоприятных ситуаций по определению не существует. События, требующие помощи, очевидно, могут быть разными.
Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), перечислены в ст. 217 НК РФ. При этом перечень данных доходов носит закрытый характер. Среди не облагаемых НДФЛ доходов, по смыслу подходящих к обсуждаемой теме, в ст. 217 НК РФ можно выделить следующие:
1. В соответствии с п. 8 ст. 217 НК РФ освобождаются от обложения НДФЛ суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам из числа граждан, которые в соответствии с законодательством (Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи») отнесены к категории граждан, имеющих право на получение социальной помощи (из числа малоимущих и социально незащищенных категорий), в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти.
Финансовое ведомство, разъясняя применение данной нормы, указывает, что если единовременные выплаты производятся малоимущим и социально незащищенным категориям граждан в виде адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств местного бюджета в соответствии с целевой программой, утвержденной исполнительным органом местного самоуправления (администрацией города), то данные выплаты могут освобождаться от обложения НДФЛ (см., например, письма Минфина России от 29.03.2018 № 03-04-05/20131, от 09.01.2014 № 03-04-06/9, от 29.11.2011 № 03-04-06/8-321, письмо ФНС России от 18.08.2011 № АС-4-3/13508@).
2. Согласно п. 8.3 ст. 217 НК РФ освобождались от обложения НДФЛ суммы выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, независимо от источника выплаты (письмо Минфина России от 07.02.2018 № 03-04-05/7228).
С 29.09.2019 п. 8.3 ст. 217 НК РФ, а также п. 8.4 ст. 217 НК РФ утратили силу (Федеральный закон от 29.09.2019 № 323-ФЗ). Положения указанных норм теперь содержатся в п. 46 ст. 217 НК РФ, согласно которому не облагаются НДФЛ доходы в связи с прекращением полностью или частично обязательства по уплате задолженности, доходы в виде материальной выгоды, а также иные доходы в денежной и(или) натуральной формах, полученные налогоплательщиками, пострадавшими от террористических актов на территории Российской Федерации, стихийных бедствий или от других чрезвычайных обстоятельств, и(или) физическими лицами, являющимися членами их семей, в связи с указанными событиями. Действие обновленного п. 46 ст. 217 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2019 года (письмо Минфина России от 07.10.2019 № 03-04-06/76743).
При этом определение понятий «стихийное бедствие» и «чрезвычайная ситуация» в НК РФ не содержится.
В письме Минфина России от 16.01.2006 № 03-03-04/1/31 указано на необходимость применения терминов, указанных в Федеральном законе от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», которым понятие «чрезвычайная ситуация» определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Кроме того, для квалификации того или иного природного явления рекомендуем воспользоваться межгосударственным стандартом «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ Р 22.0.03-95», утвержденным постановлением Госстандарта России от 25.05.1995 № 267.
Поскольку приведенная норма не ограничивает перечень стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, в связи с которыми налогоплательщику выплачивается материальная помощь, к таковым может быть отнесен и пожар. Аналогичный вывод приведен в письме Минфина России от 04.08.2015 № 03-04-06/44861, в котором отмечается, что для целей применения п. 8.3 ст. 217 НК РФ пожар может быть отнесен к стихийному бедствию или к чрезвычайному обстоятельству, если его возникновение не было преднамеренным и не было связано с умышленными действиями или бездействием пострадавших от пожара физических лиц, претендующих на освобождение от уплаты НДФЛ с суммы единовременной выплаты. При этом для подтверждения факта пожара, возникшего в связи со стихийным бедствием или чрезвычайным обстоятельством, следует обращаться в соответствующие органы для получения справки (в частности, в Государственную противопожарную службу МЧС России), см. также письмо Минфина России от 20.01.2017 № 03-04-06/2414, постановление Пятнадцатого ААС от 30.06.2009 № 15АП-3059/2009, в котором судьи исходили из того, что за подтверждением того, что понесенные предприятием убытки (для целей применения пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ) действительно стали следствием чрезвычайных обстоятельств, необходимо обратиться в службы, которые занимаются ликвидацией последствий таких обстоятельств (МЧС, органы внутренних дел и др.).
Обобщая сказанное, на наш взгляд, можно сделать вывод, что осуществляемые администрацией выплаты освобождаются от налогообложения НДФЛ на основании п. 46 ст. 217 НК РФ в том случае, если факт возникновения чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия (например, пожар, наводнение и пр.) будет подтвержден.
Если же события, подобные чрезвычайной ситуации или стихийному бедствию, не имели места, а также если отсутствуют основания для применения абзаца пятого п. 8 ст. 217 НК РФ, то выплата гражданину, попавшему в сложную жизненную ситуацию, облагается НДФЛ.