В рассматриваемой ситуации сотрудница организации имеет право претендовать на получение «детского» вычета в двойном размере за период с марта по август 2018 года и далее до конца текущего года при условии соблюдения требований, вытекающих из положений ст. 210 НК РФ и пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ.

Обоснование вывода:

Согласно абз. 16 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.

Следует также учитывать, что отказаться от получения данного налогового вычета в пользу другого лица налогоплательщик может только в том случае, если он имеет на него право, подтвержденное соответствующими документами.

Из совокупной трактовки ст. 210 НК РФ и пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ следует, что право налогоплательщика на получение рассматриваемого налогового вычета ограничено рядом условий:

- нахождением ребенка на обеспечении налогоплательщика (абз. 1 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ);

- наличием у налогоплательщика дохода, облагаемого НДФЛ по ставке 13 % (п. 3 ст. 210 НК РФ);

- непревышением размера указанного дохода установленной величины в сумме 350 000 руб. (абз. 16 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Отметим, что Минфин Росси указывает на необходимость ежемесячного представления справки, особенно в ситуации, когда супруги работают в разных организациях. Так, в письме от 06.03.2013 № 03-04-05/8-178 разъяснено: учитывая, что налоговый вычет предоставляется за каждый месяц налогового периода при условии непревышения размера дохода в сумме 350 000 руб., то справка с места работы одного из родителей (в данном случае отца ребенка, отказавшегося от своего права на вычет в пользу другого родителя) работодателю другого родителя (матери ребенка) должна представляться ежемесячно. Аналогичный вывод содержится в письме от 22.06.2016 № 03-04-05/36143.

В рассматриваемом случае заявление на получение «детского» вычета в двойном размере сотрудник представил в августе 2018 года. Согласно прикрепленной к заявлению справке супруг имел право на вычет только с марта 2018 года. Соответственно, в марте – июле 2018 года при расчете НДФЛ его право на рассматриваемый стандартный вычет учтено не было. При этом никаких ошибок при исчислении НДФЛ в этом периоде налоговым агентом не допущено и оснований для перерасчета НДФЛ за указанный период не имеется.

Между тем п. 3 ст. 226 НК РФ определено, что исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка 13 %, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. При этом сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 225 НК РФ).

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 %, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст. 218–221 НК РФ (п. 3 ст. 210 НК РФ).

Таким образом, при расчете НДФЛ по ставке 13 % весь доход, подлежащий налогообложению, и все вычеты, поименованные в ст.ст. 218–221 НК РФ, учитываются нарастающим итогом (но не отдельно по месяцам).

Иными словами, как следует из буквального прочтения процитированных норм, расчет НДФЛ, производимый по рассматриваемому сотруднику в августе 2018 года, должен выглядеть следующим образом:

- (весь доход за период с января по август 2018 года минус вся сумма стандартных вычетов за период с января по август, на которые сотрудник имеет право, в том числе двойной вычет за март – июль 2018 года) умножить на 13 %. См. дополнительно письмо Минфина России от 18.04.2012 № 03-04-06/8-118.

Иного порядка для расчета НДФЛ положения гл. 23 НК РФ не предусматривают, равно как и не содержат оснований для исключения из расчета суммы стандартного вычета, право на который налогоплательщик фактически имеет, но не воспользовался ранее в связи с отсутствием необходимых документов, данное право подтверждающих. Тот факт, что часть этого стандартного вычета предоставляется сотруднику за счет отказа от данного вычета его супругой, роли не играет, т. к. такой отказ фактически означает переход права на вычет от жены к мужу. Какого-либо специального порядка расчета НДФЛ в отношении таких вычетов гл. 23 НК РФ не устанавливает, т. е. такой вычет учитывается при расчете налога как обычный «собственный» вычет налогоплательщика.

На основании п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного НДФЛ может быть зачтена и в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому налогу.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации при расчете НДФЛ по итогам августа 2018 года с учетом предоставленных налогоплательщику налоговых вычетов за январь – август 2018 года излишне удержанный с сотрудника налог за март – июль 2018 года подлежит зачету в счет исчисленного налога.

При этом корректировки в расчет НДФЛ за предыдущие месяцы (март – июль 2018 года) не вносятся.