Каждый бухгалтер в своей работе сталкивается со списанием пришедшего в негодность имущества, и бухгалтер муниципального учреждения не исключение. Однако в отличие от коллег из коммерческих организаций бюджетный учет имеет несколько особенностей.

Для начала необходимо принять решение о списании муниципального имущества. Подготовка и принятие решения о списании имущества учреждения осуществляются специальной комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов, действующей на постоянной основе (п. 34, п. 276 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

Итогом работы комиссии в данном случае является оформленный в установленном порядке и подписанный членами комиссии акт. Форма акта унифицирована, например, для списания транспортного средства используется форма 0504105 — Акт о списании транспортного средства.

Акт подлежит утверждению руководителем учреждения (уполномоченным им лицом). До утверждения руководителем учреждения Акт обязательно должен быть согласован с уполномоченными органами, осуществляющими ведение Реестра имущества соответствующего публично-правового образования.

Здесь стоит напомнить, что в соответствии с п. 7 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация обладает правами юридического лица, а в соответствии с п. 2 ст. 41 данного Закона администрация является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица.

Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Таким образом, администрация муниципального образования одновременно наделена полномочиями органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества, финансового органа, а также муниципального учреждения.

Однако вывод, что согласие не требуется, ошибочный. Несмотря на то, что во многих администрациях один и тот же сотрудник может осуществлять и ведение бюджетного учета, и ведение Реестра муниципального имущества, занимаются они ведением совершенно разного уровня учета: по общему правилу на балансовых счетах казенного учреждения может учитываться только то имущество, которое принадлежит ему на праве оперативного управления (п.п. 38, 56 Инструкции № 157н), а все остальное отнесено к составу муниципальной казны.

Согласно требованиям п. 51 Инструкции № 157н отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств осуществляется по завершении мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т. п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта основных средств по иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ, в том числе по основанию морального и физического износа объекта основных средств, нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, его непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления.

Кроме того, в силу п. 52 Инструкции № 157н отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств и реализация мероприятий, предусмотренных Актом о списании, допускается только после утверждения руководителем решения о списании (выбытии) объекта основного средства, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — при наличии согласования этого решения с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества.

Обратите внимание, что согласно п. 335 Инструкции № 157н решением профильной комиссии имущество, не подлежащее дальнейшему использованию в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, на основании Акта вывода из эксплуатации может быть списано с баланса и учтено на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Заметим, что выбытие с балансового учета объектов основных средств, пришедших в негодность, при принятии решения об их списании, в том числе списании по иным основаниям, а также при принятии решения о прекращении эксплуатации объекта учета, в том числе по причине физического, морального износа объекта учета, производится с одновременным отражением выбывшего из эксплуатации имущества на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента его демонтажа и (или) утилизации.

В то же время порядок определения размера стоимости, по которой данное имущество принимается к забалансовому учету, не определен. Соответственно, учреждению следует разработать и закрепить в учетной политике порядок определения стоимости объектов, которые до момента их демонтажа и (или) утилизации учитываются на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» (например, по остаточной стоимости объекта).

Стоит также отметить, что каждое публично-правовое образование самостоятельно устанавливает порядок списания имущества, принадлежащего ему на праве собственности, — соответствующий нормативный правовой акт издает уполномоченный орган власти (местного самоуправления). Как следствие, порядок может отличаться от общепринятого.

Учитывая положения Инструкции № 157н и Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета (приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н), в бюджетном учете казенного учреждения могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:

Дебет

Кредит

Операция

1 104 35 410

1 101 35 410

Отражение списания объекта на основании утвержденного в установленном порядке Акта о списании в сумме начисленной по объекту амортизации

1 401 10 172

1 101 35 410

Отражение списания объекта на основании утвержденного в установленном порядке Акта о списании в сумме остаточной стоимости объекта

Одновременно отражается увеличение на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение»