Общество обратилось в суд об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности нежилых помещений в размере, равном их рыночной стоимости, без учета НДС.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела исходил из того, что рыночная стоимость представляет собой наиболее вероятную цену, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Таким образом, цена сделки всегда будет содержать НДС.
На основании указанных доводов суд отказал в удовлетворении требований организации.
При рассмотрении апелляционной жалобы общества судебная коллегия указала на то, что включение в кадастровую стоимость НДС противоречит законодательству об оценочной деятельности. В результате проведенной в рамках рассмотрения дела дополнительной экспертизы из кадастровой стоимости НДС был исключен. Судом также указано, что уплата НДС и налога на имущество не влечет двойного налогообложения в связи с тем, что налог на имущество уплачивается во время владения и эксплуатации объекта, а уплата НДС – лишь в случае отчуждения объекта.
В суд с кассационной жалобой обратились Департамент городского имущества, Правительство г. Москвы с просьбой отменить принятое судебной коллегией апелляционное определение.
Верховный суд РФ, направив дело на новое рассмотрение, в определении от 05.02.2020 № 5-КА19-66 указал, что в законодательстве об оценочной деятельности и налоговом законодательстве не предусмотрено, что при определении рыночной стоимости объекта недвижимости для установления кадастровой стоимости НДС является ценообразующим фактором. Реализация нежилых помещений по рыночной стоимости может являться объектом налогообложения НДС. Таким образом, определение рыночной стоимости с выделением в ее составе НДС противоречит нормам законодательства об оценочной деятельности.