Национальный режим при осуществлении закупок по Закону № 44-ФЗ
- 03.02.2025

С 01.01.2025 вступили в силу изменения в Закон № 44-ФЗ, касающиеся применения национального режима при осуществлении закупок.
С этой даты Заказчик при размещении в Единой информационной системе (далее – ЕИС) извещений об осуществлении закупок, как и при направлении приглашений участникам принять участие в закупках, а также при заключении контрактов с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) должен учитывать новые положения Закона № 44-ФЗ о применении национального режима.
При этом, в соответствии с ч. 9 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, положения ст. 14 не применяются при осуществлении закупок товаров, работ, услуг органами внешней разведки Российской Федерации и органами федеральной службы безопасности для обеспечения безопасности государства, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг органами государственной охраны для реализации мер по осуществлению государственной охраны, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг войсками национальной гвардии Российской Федерации для выполнения задач по участию войск национальной гвардии Российской Федерации в борьбе с терроризмом и экстремизмом, а также для выполнения по решению Президента Российской Федерации задач по обеспечению безопасности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации) и иных лиц.
Все остальные Заказчики при осуществлении своей закупочной деятельности должны учитывать следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок предоставляется национальный режим, обеспечивающий происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств товару, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином или российским юридическим лицом. Положения указанной статьи, касающиеся товара российского происхождения, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом, применяются также в отношении товара, происходящего из иностранного государства, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, которым предоставляются равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом.
Из этого правила есть исключения. В частности, в случаях принятия Правительством Российской Федерации мер, устанавливающих:
а) запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
б) ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
в) преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами.
Данные меры не применяются при осуществлении закупки, при которой заключается контракт (договор) со встречными инвестиционными обязательствами, предусматривающий поставку товара, произведенного исключительно на создаваемом, модернизируемом, осваиваемом в соответствии с таким контрактом (договором) производстве.
При этом, согласно ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, принятие Правительством Российской Федерации вышеуказанных мер допускается в случаях, при которых международным договором Российской Федерации предусматривается возможность непредоставления национального режима товару, происходящему из иностранного государства, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой зарегистрированным на территории иностранного государства лицом.
Правительство Российской Федерации не преминуло воспользоваться данным ему правом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. № 1875 (далее – постановление) утверждены следующие меры по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц:
- запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами, по перечню согласно приложению № 1 к постановлению, а также закупок в рамках государственного оборонного заказа для выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
- ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, по перечню согласно приложению № 2 постановления;
- преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
В силу прямого указания п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ информация о запрете или об ограничении закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, о преимуществе в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, в случае, если такие запрет, ограничение, преимущество установлены в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона № 44-ФЗ в отношении товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемой работы, оказании закупаемой услуги), работы, услуги, являющихся объектом закупки, включается в извещение об осуществлении закупки, размещаемом в ЕИС.
При проведении Заказчиком закрытых конкурентных способов заказчик включает такую информацию в документацию о закупке и в приглашение принять участие в определении поставщика, подрядчика, исполнителя.
При закупке у единственного контрагента в электронной форме, в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, такая информация также включается в извещение о ее проведении.
Постановлением также установлены информация и перечень документов, необходимых для подтверждения страны происхождения товара, в случаях установки той или иной меры по предоставлению национального режима. Соответствующие информация и документы, подтверждающие страну происхождения товара для целей постановления, перечислены в п. 3, подп. «в», «г», «д» п. 10 постановления.
Рассмотрим каждую меру по предоставлению национального режима отдельно.
Запрет закупок иностранных товаров, работ, услуг при закупках в соответствии с Законом № 44-ФЗ
Как было сказано выше, Перечень иностранных товаров (в том числе поставляемых при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг), в отношении которых устанавливается запрет закупок, указан в Приложении № 1 к постановлению.
Если на закупаемый Заказчиком товар установлен запрет, то в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ:
- заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке иностранного товара, подпадающего под запрет, подлежит отклонению;
- заключение контракта на поставку иностранного товара, подпадающего под запрет, с единственным поставщиком не допускается;
- не допускается при исполнении контракта замена товара на иностранный товар, подпадающий под запрет.
Если на закупаемые Заказчиком работы или услуги установлен запрет, то в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 14 Закона № 44-ФЗ:
- заявка, поданная иностранным лицом, подлежит отклонению;
- заключение контракта на выполнение такой работы, оказание такой услуги с единственным контрагентом, являющимся иностранным лицом, не допускается.
При этом Правительством выделены случаи, когда вышеуказанный запрет не применяется, к таковым отнесены случаи, указанные в п. 5 постановления.
Ограничение закупок иностранных товаров, работ, услуг при закупках в соответствии с Законом № 44-ФЗ
Перечень иностранных товаров (в том числе поставляемых при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг), в отношении которых устанавливается ограничение закупок, указан в Приложении № 2 к постановлению.
Если на закупаемый Заказчиком товар установлено ограничение, то в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ:
- все заявки, содержащие предложения о поставке иностранного товара, подлежат отклонению, если на участие в закупке подана и по результатам рассмотрения признана соответствующей требованиям извещения, документации (при закрытых закупках) заявка, содержащая предложение о поставке такого российского товара;
- при исполнении контракта не допускается замена иностранного товара, в отношении которого установлено ограничение, если контракт предусматривает поставку российского товара.
Если на закупаемые Заказчиком работы или услуги установлено ограничение, то в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 14 Закона № 44-ФЗ все заявки, поданные иностранными лицами, подлежат отклонению, если поданная российским лицом заявка признана по результатам ее рассмотрения соответствующей требованиям извещения, документации (при закрытых закупках).
При этом Правительством выделены случаи, когда вышеуказанное ограничение может не применяться Заказчиком, к таковым отнесены случаи, указанные в п. 6 постановления.
Преимущество в отношении российских товаров, работ, услуг при закупках в соответствии с Законом № 44-ФЗ
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ преимущество в отношении товара российского происхождения состоит в следующем:
а) при присвоении в соответствии с подп. «б» п. 1 ч. 15 ст. 48, подп. «б» п. 1 ч. 5 ст. 49, подп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 50, подп. «в» п. 1 ч. 10 ст. 73, п. 1 ч. 5 ст. 74, подп. «в» п. 1 ч. 9 ст. 75, подп. «б» п. 1 ч. 5 ст. 76 настоящего Федерального закона порядкового номера заявке на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара только российского происхождения, осуществляется снижение на 15 % ценового предложения этого участника закупки либо увеличение на 15 % ценового предложения этого участника закупки в случае подачи им предложения о размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта. При присвоении в соответствии с подп. «б» п. 6 ч. 12 ст. 93 настоящего Федерального закона порядкового номера заявке на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара только российского происхождения, осуществляется снижение на 15 % цены за единицу товара, предложенной участником закупки, подавшим такую заявку;
б) в случае заключения контракта с участником закупки, указанным в подп. «а» настоящего пункта, контракт заключается без учета осуществленных в соответствии с подп. «а» настоящего пункта снижения ценового предложения, цены за единицу товара либо увеличения ценового предложения;
в) при исполнении контракта допускается замена товара (с учетом особенностей, предусмотренных ч. 7 ст. 95 настоящего Федерального закона) исключительно на товар российского происхождения, если контракт предусматривает поставку товара российского происхождения.
При закупке работы, услуги, когда Правительством РФ установлено преимущество:
- при присвоении в соответствии с подп. «б» п. 1 ч. 15 ст. 48, подп. «б» п. 1 ч. 5 ст. 49, подп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 50, подп. «в» п. 1 ч. 10 ст. 73, п. 1 ч. 5 ст. 74, подп. «в» п. 1 ч. 9 ст. 75, подп. «б» п. 1 ч. 5 ст. 76 Закона № 44-ФЗ порядкового номера заявке, поданной российским лицом, осуществляется снижение на 15 % ценового предложения этого участника либо увеличение на 15 % ценового предложения этого участника в случае подачи им предложения о размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта. При присвоении в соответствии с подп. «б» п. 6 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ порядкового номера заявке, поданной российским лицом, осуществляется снижение на 15 % цены за предоставление права на использование программы для ЭВМ и(или) базы данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети, в том числе через сеть Интернет, предложенной участником, подавшим такую заявку;
- в случае заключения контракта с участником, при присвоении порядкового номера заявке которого была предоставлена указанная выше 15%-ная преференция, этот контракт заключается без учета осуществленных снижения либо увеличения ценового предложения.
Отметим, что преимущества в отношении происходящих из иностранных государств работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, постановлением, как и каким-либо иным нормативным правовым актом, на сегодняшний день не установлены.
Иные особенности применения национального режима при осуществлении закупок, установленные постановлением
1. В соответствии с подп. «в» п. 4 постановления, если иное не установлено в соответствии с Законом № 44-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, в том числе постановлением, допускается включать в один объект закупки (предмет закупки) товары, работы, услуги, как указанные в Приложениях № 1 и № 2 к постановлению, так и не указанные в таких приложениях. При таких закупках применяются особенности, установленные подп. «в» п. 4 постановления.
В этой связи следует отметить, что в подп. «г» п. 4 постановления перечислены товары, которые не могут быть включены в предмет одного контракта (одного лота), за исключением закупок у единственного поставщика.
2. В соответствии с подп. «а» п. 4 постановления его положения, касающиеся российского товара, работы, услуги, применяются также в отношении товара, работы, услуги из государства – члена ЕАЭС.
3. Во исполнение ч. 6 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, согласно которой по итогам года до 01 февраля года, следующего за отчетным годом, в единой информационной системе размещается отчет об объеме закупок российских товаров, работ, услуг, постановлением утверждено соответствующее Положение, регламентирующее требования к форме и содержанию такого отчета, порядок его формирования и размещения в ЕИС, а также иные вопросы, связанные с его составлением.
Первый такой отчет должен быть размещен в ЕИС до 01 февраля 2026 года.
Эксперт правового консалтинга
Категории
- Государственные и муниципальные закупки (Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ)
- ЕИС (единая информационная система в сфере закупок)
- Закупки у единственного поставщика (Закупки малого объема, ЗМО)
- Запреты и ограничения допуска к закупкам отдельных иностранных товаров, работ, услуг
- Извещение об осуществлении закупки (документация о закупке)
- Компьютер, ЭВМ (компьютерное оборудование)
- Описание объекта закупки и формирование предмета контракта (торговая марка и товарный знак)
- Официальный сайт (СМИ, ГИС, Госуслуги, портал, сетевое издание, соцсети)
- Программное обеспечение (неисключительные права на использование программного продукта)
- Транспортные средства (автомобиль, служебный транспорт)
- Требования к участнику закупки
