Национальный режим при осуществлении закупок по Закону № 223-ФЗ
- 03.02.2025

С 01.01.2025 вступили в силу изменения в Закон № 223-ФЗ, касающиеся применения национального режима при осуществлении закупок.
С этой даты Заказчик при размещении в Единой информационной системе (далее – ЕИС) извещений об осуществлении закупок, как и при направлении приглашений участникам принять участие в закупках, а также при заключении договоров с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) должен учитывать новые положения Закона № 223-ФЗ о применении национального режима.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1-4 Закона № 223-ФЗ при осуществлении закупок предоставляется национальный режим, обеспечивающий происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств (далее – иностранное государство) товару, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, равные условия с товаром российского происхождения, работой, услугой, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином или российским юридическим лицом (далее – российское лицо), за исключением случаев принятия Правительством Российской Федерации мер, предусмотренных п. 1 ч. 2 Закона № 223-ФЗ.
К таким мерам отнесены меры, применяемые Правительством РФ, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 3.1-4 Закона № 223-ФЗ, в частности:
- запрет закупок иностранных товаров (в том числе поставляемых при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг), работ, услуг;
- ограничение закупок иностранных товаров (в том числе поставляемых при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг), работ, услуг (далее – ограничение), в том числе минимальную обязательную долю закупок российских товаров;
- преимущество в отношении российских товаров (в том числе поставляемых при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг), работ, услуг.
Указанные запрет, ограничения и преимущества устанавливаются постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2024 г. № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – постановление).
В соответствии с подп. «а» п. 4 постановления положения постановления, касающиеся товара российского происхождения, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским гражданином, российским юридическим лицом, применяются также в отношении товара, происходящего из государства – члена Евразийского экономического союза, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, зарегистрированным на территории государства – члена Евразийского экономического союза.
Также важно отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 3.1-4 Закона № 223-ФЗ принятие Правительством Российской Федерации вышеуказанных мер допускается в случаях, при которых международным договором Российской Федерации предусматривается возможность непредоставления национального режима товару, происходящему из иностранного государства, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой зарегистрированным на территории иностранного государства лицом.
Согласно п. 8.3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ Заказчик должен в извещении об осуществлении конкурентной закупки указывать информацию о запрете или об ограничении закупок иностранных товаров (в том числе поставляемых при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг), работ, услуг, о преимуществе в отношении российских товаров (в том числе поставляемых при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг), работ, услуг, если такие запрет, ограничение, преимущество установлены в отношении товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки.
Подтвердить страну происхождения товара для целей Закона № 223-ФЗ в случае установления запрета, ограничения, преимущества участникам закупки можно информацией и документами, установленными п. 3 и подп. «в» – «д» п. 10 постановления.
Запрет, ограничение, преимущество не распространяются на закупки отдельными заказчиками, указанными в абзаце втором подп. «л» п. 4 постановления, за исключением закупок товаров, работ, услуг, необходимых:
- для выполнения государственного оборонного заказа, для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного п. 3–3 2 ст. 7 1 Федерального закона «О государственном оборонном заказе»;
- для функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
- в сфере использования атомной энергии;
- для реализации проекта технологического суверенитета, включенного в реестр проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации в соответствии с Положением об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2023 г. № 603 «Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации».
Кроме того, к заказчикам, на которых не распространяются запрет, ограничение, преимущество, за исключением указанных выше закупок, относятся заказчики, являющиеся хозяйственными обществами, указанными в подп. 1–3 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, за исключением хозяйственных обществ, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 20.02.2004 № 96, а также хозяйственных обществ, являющихся субъектами естественных монополий или организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.
Постановлением также с 01.01.2025 установлена минимальная обязательная доля закупок российских товаров по Закону № 223-ФЗ.
Указанная минимальная доля закупок применяется при закупках отдельными заказчиками, являющимися хозяйственными обществами, указанными в подп. 1–3 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, за исключением хозяйственных обществ, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 20.02.2004 № 96, а также хозяйственных обществ, являющихся субъектами естественных монополий или организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, и не применяется при закупках заказчиками, не относящимися к хозяйственным обществам, указанным в подп. 1–3 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, а также заказчиками, являющимися хозяйственными обществами, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 20.02.2004 № 96, или хозяйственными обществами, являющимися субъектами естественных монополий или организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами.
Приложением № 3 к постановлению утвержден Перечень товаров, в отношении которых установлена минимальная обязательная доля закупок российских товаров при закупках (далее – минимальная обязательная доля).
Минимальная обязательная доля, с учетом положений подп. «л» п. 4 постановления, определяется в процентном отношении к объему закупок соответствующих товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг), осуществленных заказчиком в отчетном году (п. 2 постановления).
Рассмотрим каждую меру по предоставлению национального режима отдельно.
Запрет закупок иностранных товаров, работ, услуг при закупках по Закону № 223-ФЗ
Перечень иностранных товаров (в том числе поставляемых при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг), в отношении которых устанавливается запрет закупок, указан в Приложении № 1 к постановлению.
При этом при закупке товара, когда Правительством РФ установлен запрет, не допускаются:
- заключение договора на поставку товара, подпадающего под запрет;
- при исполнении договора замена такого товара на иностранный товар, в отношении которого установлен запрет.
При закупке работы, услуги, когда Правительством РФ установлен запрет, не допускаются:
- заключение договора на выполнение такой работы, оказание такой услуги с подрядчиком (исполнителем), являющимся иностранным лицом;
- перемена подрядчика (исполнителя) (если эта перемена допускается гражданским законодательством), с которым заключен указанный договор, на иностранное лицо, которое зарегистрировано на территории иностранного государства, в отношении которого установлен данный запрет.
Случаи, когда запрет может не применяться Заказчиками, указаны в п. 5 и подп. «к» п. 10 постановления.
Также в силу подп. «к» п. 4 постановления запрет не применяется заказчиками, являющимися аптечными организациями, при закупках лекарственных препаратов и медицинских изделий в целях розничной торговли такими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Ограничение закупок иностранных товаров, работ, услуг при закупках по Закону № 223-ФЗ
Перечень иностранных товаров (в том числе поставляемых при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг), в отношении которых устанавливается ограничение закупок, указан в Приложении № 2 к постановлению.
При закупке товара с установленным ограничением не допускаются:
- заключение договора на поставку иностранного товара, если поданы заявка на участие в закупке (далее – заявка), окончательное предложение, признанные по результатам их рассмотрения соответствующими требованиям положения о закупке, извещения (при конкурентной закупке), документации о конкурентной закупке (при конкурентной закупке) и содержащие предложения о поставке российского товара;
- при исполнении договора замена товара на иностранный товар, в отношении которого установлено ограничение, если договор предусматривает поставку российского товара.
При закупке работ, услуг, когда Правительством РФ установлено ограничение, не допускаются:
- заключение договора с участником, являющимся иностранным лицом, если российским лицом поданы заявка, окончательное предложение, признанные по результатам их рассмотрения соответствующими требованиям положения о закупке, извещения (при конкурентной закупке), документации (при конкурентной закупке);
- перемена подрядчика (исполнителя) (если эта перемена допускается гражданским законодательством), с которым заключен договор, на иностранное лицо, которое зарегистрировано на территории иностранного государства, в отношении которого установлено ограничение, если договор заключен с российским лицом.
Случаи, когда ограничение может не применяться Заказчиками, указаны в п. 6 постановления.
Также в силу подп. «к» п. 4 постановления ограничение не применяется заказчиками, являющимися аптечными организациями, при закупках лекарственных препаратов и медицинских изделий в целях розничной торговли такими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Преимущество в отношении российских товаров, работ, услуг при закупках по Закону № 223-ФЗ
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 3.1-4 Закона № 223-ФЗ при закупке товара, когда Правительством РФ установлено преимущество:
- при рассмотрении, оценке, сопоставлении заявок, окончательных предложений осуществляется снижение на 15 % ценового предложения, поданного участником, предлагающим к поставке только российский товар, либо увеличение на 15 % ценового предложения этого участника в случае подачи им предложения о размере платы, подлежащей внесению за заключение договора;
- в случае заключения договора с участником, при рассмотрении, оценке, сопоставлении заявки, окончательного предложения которого была предоставлена указанная выше 15 %-ная преференция, договор заключается без учета осуществленных снижения либо увеличения ценового предложения;
- при исполнении договора, предусматривающего поставку российского товара, допускается замена товара исключительно на российский товар.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 3.1-4 Закона № 223-ФЗ при закупке работы, услуги, когда Правительством РФ установлено преимущество:
- при рассмотрении, оценке, сопоставлении заявок на участие в конкурентной закупке, заявок на участие в неконкурентной закупке, окончательных предложений осуществляется снижение на 15 % ценового предложения, поданного участником, являющимся российским лицом, либо увеличение на 15 % ценового предложения этого участника в случае подачи им предложения о размере платы, подлежащей внесению за заключение с ним договора;
- в случае заключения договора с участником, которому была предоставлена указанная выше 15%-ная преференция, договор заключается без учета осуществленных снижения либо увеличения ценового предложения;
- перемена подрядчика (исполнителя) (в случае, если эта перемена допускается гражданским законодательством), с которым заключен договор, допускается исключительно на российское лицо, если договор заключен с российским лицом.
Также в силу подп. «к» п. 4 постановления преимущество не применяется заказчиками, являющимися аптечными организациями, при закупках лекарственных препаратов и медицинских изделий в целях розничной торговли такими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Иные особенности применения национального режима при осуществлении закупок, установленные постановлением
1. В соответствии с подп. «в» п. 4 постановления, если иное не установлено в соответствии с Законом № 223-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, в том числе постановлением, допускается включать в один объект закупки (предмет закупки) товары, работы, услуги как указанные в Приложении № 1 к постановлению и Приложении № 2 к постановлению, так и не указанные в таких приложениях. При таких закупках применяются особенности, установленные подп. «в» п. 4 постановления.
В этой связи следует отметить, что в подп. «г» п. 4 постановления перечислены товары, которые не могут быть включены в предмет одного контракта (одного лота), за исключением закупок у единственного поставщика.
2. В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2024 № 318-ФЗ Правительство РФ вправе установить особенности применения до 31 декабря 2025 года мер, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 3.1-4 Закона № 223-ФЗ, при закупках лекарственных средств, медицинских изделий.
Такие особенности установлены подп. «б» – «е» п. 10 постановления.
3. В соответствии с ч. 6 ст. 3.1-4 Закона № 223-ФЗ по итогам года до 01 февраля года, следующего за отчетным годом, в единой информационной системе (далее – ЕИС) размещается отчет об объеме закупок российских товаров, работ, услуг.
Первым отчетным годом является 2025 год, первый отчет должен быть размещен в ЕИС до 01 февраля 2026 года. В данный отчет также включается информация о минимальной обязательной доле закупок российских товаров, работ, услуг.
Постановлением утверждено соответствующее Положение, регламентирующее требования к форме и содержанию такого отчета, порядок его формирования и размещения в ЕИС, а также иные вопросы, связанные с его составлением.
Эксперт правового консалтинга
