Согласно п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и(или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (офшорная компания), любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве ИП.
Таким образом, участниками закупки могут быть не только российские юридические и физические лица (в том числе ИП), но и иностранные.
Кроме того, по общим правилам заказчик вправе закупать как товары российского происхождения, так и происходящие из иностранных государств.
Однако из названных правил существуют исключения, которые содержатся в ст. 14 Закона № 44-ФЗ.
1. Согласно ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (далее – иностранные товары, работы, услуги), и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Если указанные акты Правительства РФ предусматривают обстоятельства, допускающие исключения из установленных запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в ЕИС обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если не установлено иное. Такие НПА предусматривают порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию.
Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
2. Согласно ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ Минфин России по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок иностранных товаров, работ, услуг, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ (пп. 5.2.29.3 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329).
3. В соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона № 44-ФЗ нормативными правовыми актами, предусмотренными ч.ч. 3 и 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ и устанавливающими ограничения, условия допуска к закупкам иностранных товаров, работ, услуг, могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара на лучшие в соответствии с ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
По смыслу ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ запреты, ограничения, особые условия допуска иностранных товаров, работ, услуг, установленные на основании ч.ч. 3 и 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, не распространяются на товары, работы, услуги, в отношении которых применяется национальный режим при осуществлении закупок в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами РФ.
Напомним, к таким договорам относится Протокол о порядке регулирования закупок – приложение № 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Сторонами данного Договора являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения, Кыргызская Республика.