В этом щепетильном вопросе разбирались суды не одной инстанции. Так, Определением Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 22 августа 2023 г. № 303-ЭС23-5216 поставлена точка в вопросе о начале исчисления срока исковой давности при требовании о возврате предоплаты.
В ходе рассмотрения дела о взыскании части предоплаты у поставщика, обусловленной недопоставкой товара, арбитражные суды трех инстанций пришли к выводу, что период исковой давности должен начинаться не с момента нарушения обязанности поставщика по передаче товара, а с момента, когда покупатель принял меры, направленные на возврат уплаченных средств. Суды полагали, что с этого момента неденежное обязательство по передаче товара переводится в денежное, что и будет является началом течения срока исковой давности.
Однако Верховный суд РФ опроверг приведенные доводы и направил дело на новое рассмотрение, указав, что покупателю стало известно о нарушении его прав по истечении установленного срока исполнения договора поставки. Следовательно, с того же момента у него возникает право выбора защиты:
- потребовать передачи оплаченного товара;
- возвратить предоплаченную сумму за товар, который не был передан продавцом.
Однако наличие такого выбора не должно влиять на порядок исчисления срока исковой давности, поскольку это может привести к злоупотреблению правом и нарушить принцип юридической определенности в гражданских отношениях.
Верховный суд РФ пришел к выводу, что в отношении сделок купли-продажи срок исковой давности по требованию о возврате предоплаты исчисляется с момента нарушения срока поставки товара со стороны поставщика. Исключения могут возникнуть в случаях, когда продавец признает свое нарушение и покупатель соглашается на отсрочку передачи товара (ст. 203 Гражданского кодекса Российской Федерации) или стороны соглашаются продлить срок передачи товара.
Напомним также, что в случаях, когда сторона, внесшая предоплату, расторгает договор в связи с нарушением, допущенным контрагентом, срок исковой давности по требованию о возврате неотработанной предоплаты начинает исчисляться с момента прекращения договорных отношений. Такая позиция приведена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 04.08.2022 № 306-ЭС22-8161.