Часто требование ревизоров об устранении нарушений или возмещении ущерба вызывает недоумение у должностных лиц. Это связано с тем, что возврат средств в доход бюджета требует поиска виновных лиц. В бюджетных и автономных учреждениях средства могут быть возвращены из средств приносящей доход деятельности. Вместе с тем получатели бюджетных средств вынуждены взыскивать средства с контрагентов или должностных лиц учреждения. Чаще всего виновные, к которым и предъявляются иски о взыскании неосновательного обогащения, разыскиваются «на стороне». Однако требование о возврате средств в доход бюджета должно быть исполнено независимо от результатов взыскания средств с контрагентов.

Нежелание предъявлять требования к должностным лицам обычно связано с конфликтом интересов. Вместе с тем они могут быть привлечены к полной материальной ответственности за причиненный ущерб в результате административного правонарушения. Несмотря на то что руководителя ПБС привлекли к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ, это не стало препятствием для привлечения его к полной материальной ответственности по п. 6 ст. 243 ТК РФ (решение Карталинского горсуда Челябинской области от 19.01.2024 по делу № 2-144/2024). Нецелевое использование бюджетных средств считается неправомерным использованием, и судебные инстанции обычно соглашаются с этим подходом. Неправомерные расходы, такие как незаконные выплаты руководителю или персоналу, могут быть признаны нецелевыми. Расходы на ремонт имущества, переданного в концессию, или на ремонт и содержание имущества, не являющегося муниципальной собственностью, также могут быть взысканы как ущерб, причиненный нецелевым использованием средств. Иски о взыскании ущерба могут быть предъявлены не только работодателями, но и органами прокуратуры.

Нецелевыми расходами могут признаны не только неправомерные выплаты самому себе и персоналу, но и расходы на оплату обязательств, не связанных с решением вопросов местного значения.

К примеру:

- ремонт имущества, переданного в концессию (решение Карталинского горсуда Челябинской области от 19.01.2024 по делу № 2-144/2024);

- ремонт и содержание имущества, не являющегося муниципальной собственностью (решение Евпаторийского горсуда Республики Крым от 22.09.2023 по делу № 2-1616/2023, решение Щекинского райсуда Тульской области от 26.06.2023 по делу № 2-1370/2023, апелляционное определение ВС Республики Саха (Якутия) от 31.03.2021 по делу № 33-989/2021).

Должностные лица, привлеченные к административной ответственности, должны понимать, что они могут быть привлечены к полной материальной ответственности за ущерб, причиненный административным правонарушением, независимо от своей должности. Подобный подход применяется не только к должностным лицам получателей бюджетных средств, но и к должностным лицам бюджетных и автономных учреждений. Использование средств от приносящей доход деятельности для возврата средств в бюджет может быть дополнительными расходами, не связанными с целями учреждений. Однако о признании факта причинения ущерба учреждению может идти речь только в том случае, когда нецелевые расходы не соответствовали целям создания учреждения.