Постановление АС Московского округа от 15 мая 2023 г. № Ф05-6954/23
Казенное учреждение понесло убытки из-за недополученных доходов, в связи с чем ему было вынесено предписание – направить требования к контрагенту о взыскании с них штрафов и пени. В рассматриваемом случае госконтракт был исполнен в сентябре 2019 года, а проверка проводилась в сентябре 2022 года. Получается, что срок исполнения предписания истек в январе 2023 года (так как исчисляется сроком в 1 год).
В связи с вышеизложенным учреждение направило контрагенту претензию, но получило отказ. Учреждение обратилось в суд, но решениями судов первой и апелляционной инстанций также было отказано в связи с тем, что в соответствии с положениями ст. 725 ГК РФ срок исковой давности по заявленному требованию составляет один год с даты подписания заказчиком документа о приемке выполненных работ или оказанных услуг. Выявленные нарушения возникли в дату составления акта, а не в момент их приемки, и не могли быть выявлены при обычном способе приемки работ/услуг.
Однако суд кассационной инстанции с позициями судов первой и апелляционной инстанций не согласился и пояснил, что течение срока исковой давности по предписанию органа финконтроля начинает течь на следующий день после наступления соответствующего события (истечения срока для добровольного исполнения такого предписания). А непредъявление штрафных санкций рассматривается в качестве нарушения не только в том случае, когда речь идет о доходах бюджета. Проверяя условия расходования целевых субсидий бюджетными и автономными учреждениями, ревизоры применяют аналогичный подход, несмотря на то что доходы от полученных штрафных санкций не подлежат перечислению в доход бюджета, а поступают в самостоятельное распоряжение учреждений.