Учреждение-заказчик может, а в ряде случаев обязано (см., например, ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств направить требование об уплате неустоек. В рассматриваемой ситуации исполнителю было предъявлено требование об уплате неустойки (штрафа) в связи с тем, что работы не были выполнены в сроки, предусмотренные контрактом.
Оплата контракта осуществляется заказчиком путем выплаты исполнителю контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (штрафа).
Согласно ст. 410 ГК РФ обязательство может быть прекращено полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Зачет имеет такие же последствия, как и надлежащее исполнение обязательства (определение ВАС РФ от 18.05.2012 № ВАС-5866/12).
Финансовое обеспечение деятельности получателей бюджетных средств осуществляется за счет средств бюджета на основании сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ).
Бюджетный кодекс РФ предусматривает исполнение бюджета в денежном выражении:
- в части доходов – путем зачисления средств на единый счет бюджета (ст. 218 БК РФ);
- в части расходов – путем санкционирования оплаты денежного обязательства, принятого получателем бюджетных средств в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (кроме денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) (ст. 219 БК РФ).
В то же время согласно определению Верховного суда РФ от 23.09.2019 № 302-ЭС19-15800 по делу № А10-4433/2018 зачет, как и непосредственная оплата денежного обязательства, является законным способом его прекращения.
Таким образом, оплата контракта может быть осуществлена учреждением путем выплаты исполнителю контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (штрафа) (см., например, письмо Минфина России от 26.12.2011 № 02-11-00/5959). Данный вывод специалисты финансового ведомства делают на основании анализа положений ст. 308, 313 ГК РФ во взаимосвязи с нормами бюджетного законодательства. Подобный способ расчетов может применяться исключительно при условии перечисления суммы неустойки (штрафа, пеней) в доход соответствующего бюджета. При этом обратим внимание, что в первичных документах исполнителя стоимость выполненных работ на сумму неустойки не уменьшается.
Операции по взаимозачету положениями Инструкции № 162н не предусмотрены. Поэтому возможность их отражения необходимо согласовать в порядке, предусмотренном п. 2 Инструкции № 162н.
Доходы от штрафных санкций за нарушение условий договоров составляют неналоговые доходы бюджетов (п. 3 ст. 41 БК РФ).
Доходы учреждения в виде неустойки относятся на подстатью 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ (п. 9.4.1 Порядка № 209н).
Для учета расчетов по суммам принудительного изъятия (задолженности по неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) предназначен счет 209 41 (п. 220, 221 Инструкции № 157н). Неустойка отражается в учете путем начисления новых доходов.
Получатели бюджетных средств при прекращении встречных требований зачетом (удержании неустойки) дополнительных бюджетных и денежных обязательств не принимают, соответственно, эти операции на счетах санкционирования не отражаются. Часть задолженности перед поставщиком, числящаяся на счете 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», погашается путем перечисления зачтенных (удержанных) сумм неустоек в доход бюджета (письмо Минфина России от 26.12.2011 № 02-11-00/5959). Перечисление средств в доход бюджета отражается по тому же коду бюджетной классификации, по которому производится оплата контракта.
Таким образом, удержание сумм штрафа из общей суммы обязательств по договору может отражаться следующими записями:
Дебет КДБ 1 209 41 56Х Кредит КДБ 1 401 10 141 – отражена сумма задолженности по неустойке, начисленной за нарушение условий контракта;
Дебет КРБ 1 302 28 83Х Кредит КРБ 1 304 05 228 – перечислены учреждением средства на оплату основного долга по контракту за минусом суммы неустойки;
Дебет КДБ 1 304 04 141 Кредит КДБ 1 303 05 731 – направлено извещение (ф. 0504805) администратору об ожидаемых доходах;
Дебет КРБ 1 302 28 83Х Кредит КРБ 1 304 05 228 – сумма удержанной неустойки перечислена в доход бюджета;
Дебет КДБ 1 303 05 831 Кредит КДБ 1 209 41 66Х – поступили средства на лицевой счет администратора.